Ожившие мосты Парижа |
О стране - Архитектура: мосты |
В Париже всегда было много мостов (на сегодняшний день только внутри кольца его бульваров насчитывается более тридцати мостов), и в период с XII по XVIII век он определенно имел больше обитаемых мостов, чем любой другой европейский город Это объясняется как географическими его особенностями, так и особенностями самого города как такового. Четыре главных моста — Меняльный мост (Pont au Change), мост Нотр-Дам (Pont Notre-Dame), мост Сан-Мишель (Pont Saint-Michel) и Малый мост (Petit Pont) — связывали остров Ситэ в центре города с правым и левым берегами реки в точке пересечения земляной оси “север-юг” и навигационной оси “восток-запад”. С географической точки зрения ширина реки и местонахождение острова создавали идеальные условия для таких мостов река была не настолько широкой, чтобы разделить город надвое (как в Лондоне или Будапеште), и не настолько узкой (как в Амстердаме), чтобы не имело смысла делать мосты обитаемыми. С точки зрения городского плана, Париж разрастался концентрическими кругами, расходящимися от острова Ситэ. При этом и река, и остров продолжали оставаться в его центре, в отличие, например, от Лондона, где один берег застраивался более интенсивно, чем другой. Необходимость ограничить пределы города крепостными стенами способствовала его очень плотной застройке, а тот факт, что королевская семья выбрала для своей резиденции западную часть города внутри его стен, еще в раннем Средневековье послужил стимулом для украшения его архитектурного облика. Известно, что торговые ряды и лавки появились на парижских мостах еще в XII веке, а уже к началу XV века мост Нотр-Дам мог похвастаться специально построенными, аккуратными рядами магазинов и жилых домов. Этот мост и тот, что заменил его в начале XVI века, могут считаться архетипами традиции мостов улиц, которая развивалась затем на многих других парижских мостах и в соответствии с которой главное внимание уделялось облику выходящих на мост фасадов. Эти фасады довольно часто обновлялись или приобретали новый декор (временный или постоянный) — особенно, когда мосты должны были служить местом проведения различных торжеств, таких, например, как подписание мирного договора, рождение наследника престола, коронация или бракосочетание в королевской семье. В отличие от, например, проектов моста ди Риальто в Венеции, где главным считался внешний вид самого моста с канала, парижскими мостами предполагалось любоваться с их внутренней, застроенной части. При этом наличие реки за домами иногда как бы вовсе игнорировалось. Позднее отношение к роли моста в городском пейзаже стало меняться. Может быть, именно поэтому, когда в 1578 году начали строить Новый мост (Pont Neuf), его оставили практически незастроенным — кроме водонапорной башни и ниш для киосков, расположенных над опорами моста, на нем не было ничего. Будь на его месте обитаемый мост вроде моста Нотр Дам, королю пришлось бы любоваться из Лувра видом на неприглядные задние фасады домов, окна, балконы и уборные. История парижских обитаемых мостов очень сложна, поскольку они претерпевали множество реконструкций и изменений (включая изменение названий), а также страдали от наводнений, морозов и пожаров и чрезмерно интенсивного движения транспорта. Первоначально все они строились из дерева, затем постепенно перестраивались в камне. Обитаемого моста из чугуна в Париже никогда не было, несмотря на впечатляющий проект, предложенный в 1878 году Гюставом Эйфелем. К тому времени, когда в городе появился первый чугунный мост, мост Искусств (Pont des Arts), обитаемые мосты как тип мостов были уже заклеймены как антисанитарные, небезопасные и антиэстетичные сооружения. |
Читайте: |
---|