Французским языком как родным или государственным сейчас пользуются 90 миллионов человек. Помимо самой Франции, это часть Бельгии (Валлония), Люксембурга, Швейцарии, провинция Квебек в Канаде, а также бывшие владения французов в Африке, Азии, Океании, Карибском бассейне. От латыни французский язык унаследовал кристально ясную, не допускающую кривотолков логику грамматических построений в сочетании с огромным запасом синонимов, каждый из которых несет вполне определенную смысловую и эмоциональную нагрузку. Не случайно именно французский язык был в XVIII и XIX столетиях международным средством общения европейского светского общества, в особенности дипломатов. Позволяя наиболее адекватно выражать свое отношение к обсуждаемому вопросу, французский язык облекает его в достаточно изящную, обтекаемую форму, чтобы не задеть чувств собеседника или, наоборот, язвительно уколоть, не создавая впечатления грубости. Позволяя достаточно точно словесно выражать свои мысли, французский язык в то же время обеспечивает и очень ясное письмо. В некоторых частях Франции до сих пор говорят на региональных наречиях – бретонском в Бретани, фламандском на северо-востоке, немецком в Эльзасе, испанском диалекте на юго-западе, итальянском на Корсике. Около 21% французов утверждают, что говорят на местном наречии хорошо, а 14% – достаточно хорошо. Ежегодно в стране в среднем выпускается 39 тыс. новых названий книг и продается 380 млн. экземпляров. Во Франции насчитывается около 400 издательств, большинство из них расположено в Париже, а книжные магазины имеются даже в самых маленьких городах. Самая крупная и известная во Франции Национальная библиотека находится в Париже, кроме того насчитывается около 1600 муниципальных библиотек.
Самый популярный литературный жанр – роман. Ежегодно в ноябре-декабре в литературных кругах с волнением ожидают оглашения итогов конкурсов на соискание премий – Гонкуровской, Ренодо и Французской Академии за лучшие романы. Развивая традиции великих писателей XIX–XX столетий – Бальзака, Стендаля, Гюстава Флобера, Марселя Пруста, Эмиля Золя, Ромена Роллана и Андре Жида, французский роман представляет психологический и социальный портрет человека. Французских романистов интересует вопрос о положении человека в обществе, как, например, в произведениях Франсуа Мориака «Клубок змей» и Жоржа Бернаноса «Дневник сельского священника». В романе Андре Мальро «Удел человеческий» герой пытается утвердить новый общественный строй. Поиск новой этики на фоне происходящей ломки традиционных ценностей предпринимали и другие писатели: Антуан де Сент-Экзюпери («Ночной полет»), Жан Жионо («Всадник на крыше»), Луи Арагон («Коммунисты»), Колетт («Клодина»), Роже Мартен дю Гар («Семья Тибо»), Луи-Фердинан Селин («Смерть в кредит»), Жюль Ромен («Люди доброй воли»), Жан-Поль Сартр («Отвращение») и Симона де Бовуар («Мандарины»). Среди более поздних авторов современного романа – Ален Роб-Грийе («Лабиринт»), Сэмюэль Беккет («Моллой»), Клод Симон («Дворец»), Мишель Бютор («Изменение»), Натали Саррот («Планетарий»), Маргерит Дюра («Сквер») и Роже Вайян («Закон»). Для литературы послевоенного периода характерны два основных направления – реализм и модернизм. Приоритетное место заняла реалистическая литература, в произведениях которой нашли свое отражение все противоречия послевоенного развития мира. В первые послевоенные годы в творчестве многих писателей преобладала антифашистская тематика. О движении Сопротивления писали его участники – Роже Вайян, Робер Мерль, Жан Лаффит. Наиболее выдающимися представителями реализма в литературе Франции являются Луи Арагон, Морис Дрюон, Эрве Базен. Творчество Луи Арагона универсально – и прозаик, и поэт, и публицист. В послевоенные годы главной своей задачей ставит отражение героического и эпического по своему размаху народного движения. В конце 40-начале 50-х годов вышли поэтические сборники «Вновь рана в сердце», «Мои караваны» и другие стихотворения, в которых автор напоминает о Сопротивлении, о единении французов в борьбе и где звучит горечь от того, что снова на устах слово «война». В 50-е годы Арагон создает поэмы: «Глаза и память» и «Неоконченный роман», погружающие во внутренний мир поэта, в мир его чувств, размышлений и воспоминаний. В поэмах обобщенно-философское воссоздание жизни соседствует с лирическим. Они воспевают человека, его прошедшую через тяжелые испытания потребность в любви, мире, искусстве. Эпическое творчество Арагона представлено его романами «Коммунисты», «Страстная неделя», «Гибель всерьез» и др. И здесь тема патриотизма, тема Франции на крутых поворотах истории соединяется с темой любви. Успех произведений Эрве Базена «Гадюка в кулаке», «Смерть лошади», «Семья Резо», написанной в жанре семейной хроники объясняется тем, что отошел от традиционных литературных штампов. Конфликты, которые возникают в семье между поколениями, исповедующими разные нравственные принципы, отражали те противоречия, которыми было полно общество, и которые привели к молодежным бунтам 60-х годов. Участник французского Сопротивления Морис Дрюон создает трилогию социальных романов под единым названием «Конец людей». Через судьбу нескольких семей здесь показана судьба общества, и автор делает вывод о нравственном разложении общества, где люди сбрасывают и топчут друг друга, а торжествует тот, кто безжалостнее и циничнее прочих. В 1955-1977 гг. писатель создает серию исторических романов «Проклятые короли», где обращается к событиям средневековья. Наряду с реалистическим направлением существует модернистское. Широкое распространение получил экзистенциализм. Его популярность объясняется тем, что он философски обосновывает возможность создания для человека мира абсолютной свободы от социального бытия. Возможность свободы выбора. В послевоенные годы для экзистенциалистов характерна большая связь с социальной реальностью, абстрактные категории наполнялись конкретным содержанием в соответствии с происходящими событиями. Основоположник французского экзистенциализма Ж.П. Сартр дал теоретическое обоснование своего творчества в виде одной из главных своих философских идей: делая духовный ценностный выбор, человек тем самым принимает на себя ответственность за других, за судьбу всего мира. Такое соединение личного и истории просматривается в его произведениях «Мертвые без погребения». «Грязные руки», «Стена», «Затворники Альтоны», «Дороги свободы». Через все творчество у Сартра проходит мысль о том, что для XX века типичны обстоятельства, которые до предела ограничивают возможности свободы выбора, зачастую превращая человека в соучастника преступления или преступника. Поэзия всегда занимала видное место во французской литературе. Сознавая значение поэтического наследия, оставленного такими мастерами XIX в., как Шарль Бодлер, Стефан Малларме, Поль Верлен и Артюр Рембо, а в XX в. – Гийомом Аполлинером, современные французские поэты унаследовали традицию размышлять о природе поэзии и о роли поэта. Среди самых известных франкоязычных поэтов – Жюль Сюпервьель, Сен-Жон Перс, Пьер-Жан Жув, Жак Превер, Анри Мишо, Франсис Понж, Рене Шар, Пьер Эмманюэль, Ив Бонфуа, Луиза де Вильморен, Ален Боске, Эме Сезер и Леопольд Седар Сенгор. К XVI в. восходит французская традиция литературной критики и включает таких видных мастеров, как Монтень, Никола Буало, Вольтер, Дидро, Сент-Бёв, Ренан, Тэн, Шарль Пеги, Жид и Сартр. Современная критика стремится анализировать произведения со структурных и феноменологических позиций; среди ее представителей – Ролан Барт, Гастон Башляр, Люсьен Гольдман, Морис Бланшо и Ж.-П.Вебер. При взгляде на современную литературу преобладает впечатление, что она превратилась в поле для индивидуальных опытов, где каждый автор прокладывает от произведения к произведению собственную борозду. С этой точки зрения типично творчество Жюльена Грака, который начиная с выхода в свет романа «Аргольский замок» в одиночестве ведет диалог с великой классической традицией. Следует упомянуть также скончавшуюся в 1987 г. Маргариту Юрсенар, первую женщину, избранную во Французскую академию и оставившую после себя творческое наследие, глубоко уходящее корнями в историю («Мемуары Адриана», «Черная месса»); скончавшуюся в 1996 г. Маргариту Дюра, которая обрела широкого читателя после публикации романа «Любовник»; Мишеля Турнье, автора романов «Пятница, или свивальник Тихого океана» и «Король ольхи». Среди писателей следующего поколения наиболее известны Филипп Соллерс, Жан-Мари Ле-Клезио, Патрик Модиано, Патрик Гренвиль, Паскаль Киньяр. Однако с 80-х гг. на сцену выходят новые талантливые авторы, такие как Эрик Орсенна, Жан Руо, Патрик Шамуазо, Дидье Ван Ковелерт, Андрей Макин, Патрик Рамбо и др.
|