Базилика Сен-Дени -- одно из самых сильных мест Франции, духовная опора, мощь и немыслимая, невероятная красота, свет, пробивающий насквозь и опыт, и скепсис. Древнее аббатство, католическая святыня, первое в мире готическое сооружение и усыпальница великих французских королей. История базилики — это история Франции в камне.
Монастырская церковь Сен-Дени на протяжении двенадцати столетий являлась королевским некрополем. Большинство французских королей, от Меровингов до Бурбонов, погребены в Сен-Дени.
Согласно легенде, примерно в 250 г. первый епископ Парижа св.Дионисий (Дени) за проповедь христианства был обезглавлен на Монмартре у святилища Меркурия. Однако произошло чудо: святой мученик взял свою отрубленную голову в руки и двинулся вперед по дороге на север. Пройдя около 6 км, он упал замертво в селении Catulliacum, которое впоследствии стало называться Сен-Дени. Там его похоронили, на галло-римском кладбище, среди христианских мучеников. Впервые св. Дионисий упомянут в тексте, посвященном жизнеописанию св. Женевьевы Vie de sainte Geneviève (520 год), где сообщается о том, что он был первым епископом Парижа и был послан в Галлию папой Климентом. В V веке св. Женевьева настояла на строительстве базилики в его честь. А в VII в. король Дагобер основал аббатство возле этой часовни, ставшее одним из самых известных и богатых во Франции. Сам король Дагобер захоронен в базилике, а святая Женевьева и святой Дени считаются заступниками и покровителями Парижа.
Здесь увековечены в камне первый христианский король франков Хлодвиг, который выбрал своей столицей городок Лютеция на острове Ситэ, именно из-за его близости к святыням аббатства Сен-Дени; и великий Карл Мартелл, родоначальник династии каролингов и спаситель Франции, разбивший войска оккупантов-сарацин под Пуатье. В 732 году он предотвратил исламизацию Европы.
Французских королей со времен Хлодвига короновали в Реймсе, а большинство французских королев - в аббатстве Сен-Дени.
В 20-м веке археологи обнаружили в Сен-Дени нетронутое погребение VI века - меровингской королевы Арегонды, супруги короля Хлотаря I.
Карамзин в 1790-х годах искал здесь могилу Анны Ярославны, королевы Франции.
Часовня святой Женевьевы перестраивалась под патронажем короля франков Пипина Короткого около 755 года, возведенные вновь стены покоились на прежних основаниях. Она была закончена его сыном Карлом Великим (768-814) и освящена в 775 году в присутствии короля и его приближенных. Руководил строительством каролингского здания аббат Фульрад (750-784), который играл важную роль в политической жизни и пользовался благосклонностью короля.
Король Карл Лысый и Гуго Капет, основатель правящей династии капетингов, были почетными аббатами монастыря, многие принцы крови получали здесь начальное образование.
Именно в монастырской школе Сен-Дени Сугерий, блистательно одаренный человек простого происхождения, еще будучи мальчиком, подружился с другим ребенком, учеником аббатской школы - будущим королем Людовиком ле Гро. Дружба эта продолжалась всю их жизнь. В 1127 г. один из интеллектуалов 12-го века, Бернар Клервосский, писал: «Это аббатство было выдающимся местом и имело поистине королевское достоинство с древних времен; там вели свои юридические дела Двор и рыцари короля».
В XII веке старой каролингской церкви потребовалась реконструкция. С одной стороны, в некоторых частях здание находилось в критическом состоянии, с другой стороны, оно было уже недостаточно вместительно и не вполне удовлетворяло новым потребностям аббатства. Строительство четвертой базилики, построенной под патронажем аббата Сугерия, началось около 1130 года и продолжалось до самой его смерти в 1151 году.
Сугерию (он родился в 1088 г., был аббатом Сен-Дени с 1122 г. до своей смерти в 1151 г.) довелось быть главой и преобразователем монастыря, который по своему политическому значению и своим земельным владениям превосходил большинство других епархий Франции. Сугерий был советником двух королей, а во время Второго Крестового Похода, одинм из идеологов которого он был, король Людовик VII оставил его вместо себя регентом - правителем всей страны.
С того времени его даже стали именовать «отцом отечества». Однако Сугерия заботило не только укрепление французской монархии, но и поднятие ее духовного престижа.
Именно здесь, в ходе работе по реконструкции аббатства аббат Сугерий становится основоположником нового типа храмовой архитектуры, которую он назвал «архитектура света», впервые прибегнув к объединению элементов бургундской архитектуры (стрельчатая арка) с элементами архитектуры нормандской (нервюрный свод).
Нет, не с востока пришла готика в Европу, как утверждают мистификаторы и искатели чужой мудрости. Она родилась во Франции, из великой средневековой европейской культуры, и корни ее здесь - в Бургундии, в Нормандии.
Гениальность Сугерия в том, что он объединил многие духовные и архитектурные идеи прежних, тяжелых и торжественных романских соборов, создав нечто доселе невиданное - готику, летящую и лучезарную архитектуру света.
Назначение «архитектуры света» - духовно возвысить наблюдателя, вознося его от материального к нематериальному. Изобретение Сугерием историзированного оконного медальона (то есть того церковного витража, который мы знаем), оказало глубокое влияние на мировое витражное искусство. В этом тоже он был первым. И первая в мире витражная роза построена в аббатстве Сен-Дени - тоже идея аббата Сугерия.
Витражи были особой гордостью Сугерия. Из исторических сюжетов витражей Сен-Дени один цикл был посвящен событиям Первого крестового похода, а второй иллюстрировал Путешествие Карла Великого в Святую землю , написанное монахами в Сен-Дени. Вероятно, эти циклы связаны с подготовкой второго крестового похода и визитом папы в аббатство, состоявшимся в 1147 году.
Высокий, наполненный солнечным светом клирос произвел такое сильное впечатление на епископов, присутствующих на освящении собора, что всю вторую половину века они посвятили строительству во Франции великолепных готических соборов.
Стиль этот назывался лучезарным, пренебрежительную готику придумали высокомерные итальянцы во время своего ренессанса, дабы подчеркнуть, что их новомодная архитектура - не то, что у диких северных готов из Франции.
Столетняя война и гугенотские войны разрушали аббатскую церковь... Известно, что в 1435 и 1567 годах аббатство было в центре конфликта, но точного описания потерь не обнаружено. Как место погребения королей Франции оно сильно пострадало в 1793 году, считается, что головы скульптур были изувечены именно в тот период. Проект радикальной реконструкции внутренней части церкви, предложенный в 1781, связанный с созданием в крипте капеллы Бурбонов, не был осуществлен по политическим и финансовым причинам. Несколькими годами позже, могилы, витражи и сокровища аббатства были расхищены во время Революции. Здание чудесным образом ускользнуло не только от разрушения по распоряжению Национального собрания, и от ярости революционеров, но также от проекта Наполеона, связанного с превращением монастырской церкви в императорский мавзолей , и пережило пагубные реставрации первой половины ХIХ-го века.
В базилике хранилось государственное знамя – орифламма, золотой скипетр и трон франкского короля Дагоберта, меч Карла Великого... В XI-XIV вв. ни один военный поход короля не начинался без торжественного богослужения с выносом мощей трех мучеников и торжественным вручением орифламмы королю-военачальнику.
Именно монахам аббатства Сен-Дени было поручено вести великую летопись – официальную историю Французского государства.
Базилика была разорена вандалами во время Революции. Произошло осквернение этого изначально мистического места, немедленно переименованного революционерами во «Франсиаду». В течение нескольких недель была перечеркнута история страны длиной в четырнадцать веков. Останки более 60 правителей, старавшихся так или иначе сделать все возможное для возвышения Франции, «эксгумировали» и, свалив в одну общую яму, засыпали известью и сожгли. Были разбиты прижизненные портреты, прекрасные памятники, созданные великими скульпторами разных эпох, сорвана и переплавлена свинцовая крыша. Восставшие парижане полагали, что это поможет им изменить будущее...
Своим возрождением базалика обязана периоду Реставрации и великому архитектору Виоле-ле-Дюку. Вот кто заслуживает памятника - именно он, историк, художник и реставратор Эжен Виоле-ле-Дюк, спас для человечества погибавший Нотр-Дам, Сен-Дени, Мон-Сен-Мишель, церковь в Везле, замок Пьерфон, Каркассон и еще многие величайшие сооружения, составляющие живую духовную связь с историей Франции, гордость страны. Они стояли черные, полуразрушенные, изуродованные и частью сожженные бесами-рэволюсьонэрами, без крыш, без дверей, их распродавали на камни, как древнюю прекрасную крепость Бастилию... Мы бы уже не застали Нотр-Дам и Сен-Дени, если бы не труд Виоле-ле-Дюка.
Эжен Виолле-ле-Дюк и барон Гилерми (Guilhermy) решили вернуть базилике ее прежний блеск. В течение этого периода королевские могилы, которые прославили аббатство, неоднократно перемещали между Сен-Дени и Парижем, затем, после их возвращения в монастырскую церковь, между криптой и нефом. Они сохранены, к счастью, благодаря усилиям Александра Ленуара. Учредитель музея французских Памятников намеревался спасти также от разрушения надгробные памятники других церквей, которые находятся сегодня в Сен-Дени…
В 1816 г. Людовик XVIII возращает базилике её былое предназначение королевского некрополя. Он помещает в усыпальницу тела Людовика XVI и Марии Антуанетты, во время Революции брошенных в общую могилу, возвращенные в 1817 с кладбища Мадлен де Пари, где они были похоронены после казни. Сюда перенесены также гробницы, спасённые Александром Ленуаром во время Парижской Коммуны.
8 июня 1795 года в парижской тюрьме Тампль умер десятилетний мальчик. Ребенок тяжело болел и уже несколько месяцев не произносил ни слова. На гильотине его мать, королева Мария-Антуанетта, назвала сына наследником французского престола. Останки замученного в тюрьме ребенка, сохраненные судебным медиком, были отправлены на генетическую экспертизу, которая подтвердила - мальчик был ближайшим родственником Марии-Антуанетты. В 2004 году сердце мальчика, Людовика XVII, было захоронено в крипте базилики Сен-Дени, невдалеке от отца и матери.
В 1593 году Генрих IV избрал базилику святого Дионисия для церемонии отречения от ошибок протестантства и для торжественного воссоединения с католической церковью.
Когда в 1793-м санкюлоты, бомжи и проститутки громили древнее аббатство, выяснилось, что тело любимого народом короля Генриха IV совершенно не тронуто тлением. Вместо революционных кликов раздался общий возглас: «Да здравствует Генрих IV!». Он выглядел таким, каким его запечатлел на своем полотне Рубенс. Раскопки были приостановлены толпами народа, как это бывает при открытии мощей святого. Французы прощались со своим королем, стараясь дотронуться хотя бы до края его одежд. Лишь спустя несколько дней работы продолжились...
В XII веке елемозинарий Сен-Дени раздавал примерно десятую часть доходов аббатства в виде хлеба, мяса, зерна, сельди: за 25 воскресений – 2500 хлебов. Бедные получали также обувь и одежду. Сиротские приюты, школы, обучение ремеслам, дома престарелых, социальные службы, гостиницы для паломников, выкуп пленных из вражеской неволи, первые типографии, распространение передовых методов сельского хозяйства, труд летописцев, бесплатные госпитали и хосписы - все это средневековые монастыри, где один из главных - монастырь Сен-Дени.
|