Музей Армии был создан в 1905 г. в результате объединения музея Артиллерии и Исторического музея Армии
Под крышей Музея Армии собраны шедевры военного искусства от античности до наших дней. Это богатые коллекции доспехов, старинного оружия (третья коллекция в мире), артиллерийских орудий, знаков различия, униформы, орденов и наград, иллюстраций на военную тему. Среди экспонатов — личные вещи монархов и маршалов империи, сувениры Наполеона I, обмундирование.
Подобное разнообразие коллекций дает музею одновременно научный и технический статус, делает его музеем искусств и музеем военной славы и, самое главное, крупнейшим музейным ансамблем.
С июня 2000 г. открыты новые выставочные помещения, где расположились экспонаты Второй мировой войны. Это стало возможным в рамках программы модернизации, которую Музей Армии планирует завершить к 2009 г. Проект реконструкции предполагает переоборудование около 8 тыс. кв. м выставочных площадей. В основе вновь открытых экспозиций будет лежать идея показа истории Франции через военную тематику: от Сен Луи до де Голля.
С 1840 г. Собор инвалидов является усыпальницей Наполеона I. Сегодня Собор является местом паломничества более чем для миллиона туристов в год.
Музей содержит значительную коллекцию армейских униформ разных стран и эпох.
История музея армии в Доме Инвалидов Парижа
В 1670 году король Франции Людовик XIV принял решение построить богадельню для увечных и состарившихся солдат. Руководство работами в парижском пригороде Грёнель (Grenelle) было поручено придворному архитектору Либералю Брюану, который рисует пять дворов, выделяя центральный двор, королевский, как самый большой. Работы ведутся с марта 1671 по февраль 1677, что довольно быстро, а первые пенсионеры принимаются с октября 1674.
Церковь, изначально спроектированная Брюаном, похоже, не нравится, и ее строительство с марта 1676 поручено Жюлю Ардуэн-Мансару, который работает также над входными павильонами и над госпитальными помещениями. Строительство собора длится почти тридцать лет и закончено только 28 августа 1706 — в день вручения королю-солнцу ключей. Здание фактически двойное, хоть в архитектурном плане единое целое: в нефе находится солдатская церковь, а часть с куполом стала купольной церковью. В 1873 здание было окончательно поделено надвое большой стеклянной перегородкой.
Если в 1710 году Дом инвалидов содержал 1500 жильцов, то в конце XVIII века Дом инвалидов превратился в город в миниатюре, жизнь в котором протекала в строгом подчинении своду церковных правил и военному регламенту, — его населяли около 4000 ветеранов, объединенные в роты под командованием офицеров и работавшие в сапожной и гобеленной мастерских, а также в мастерской по раскрашиванию гравюр.
15 июля 1804 года в церкви Инвалидов на пышной официальной церемонии Наполеон I вручал офицерам самые первые ордена Почетного легиона. Церковь была возведена в ранг соборов, и стала местом службы армейского католического епископа (eveque catholique aux Armees).
Постепенно Дом инвалидов приобретает значение как музей: в 1777 сюда из Лувра перенесена коллекция рельефных планов (макетов городов и крепостей), в 1872 здесь организован Музей артиллерии, в 1896 — Музей истории армии, два последних объединены в 1905 году в Музей армии.
В 1942 году в здании прятались участники французского Сопротивления.
Сегодня в Доме инвалидов проживает сотня пенсионеров и инвалидов французских войск. Администрация, которая о них заботится, называется Государственный институт инвалидов ( l’Institut national des invalides ).
Архитектура музея армии
От набережной Сены и моста Александра III к Дому Инвалидов ведёт эспланада Инвалидов - огромная площадь 500 на 250 м, созданная в начале XVIII века Робером де Котом, с огромными газонами и рядами деревьев. Благодаря эспланаде открывается великолепный вид на протяженный (196 м) фасад Дома Инвалидов, величественный и строгий. Перед ним ряд старинных французских и трофейных пушек из коллекции Музея армии. Портал украшает барельеф с Людовиком XIV на коне. Центральный двор из пяти дворов – парадный, вокруг – двухэтажные аркады. Прямо напротив главного входа – Собор Святого Людовика (cathedrale Saint-Louis-des-Invalides), пример архитектуры классицизма.
Фасад собора – образец изящества и симметрии, в плане которого сочетаются квадрат и круг. Центральная часть фасада выступает вперед и акцентирована дорическими колоннами в первом ярусе и коринфскими во втором, а также венчающим портик фронтоном и статуями Людовика IX Святого и Карла Великого работы Кусту и Куазево. Колоннаду двойного ордера венчает высокий барабан в окружении парных колонн на первом этаже и больших окон на втором, откуда, поддерживаемый консолями, устремляется ввысь изящный купол диаметром в 27 метров с декором из военных трофеев. Все сооружение венчает грациозный купольный фонарь со шпилем. Высота собора 107 метров.
В 1989 году купол был заново позолочен, на что ушло 12 килограммов золота. Огромная подкупольная фреска художника Шарля де ла Фосо также была недавно отреставрирована.
|