Чтобы полюбоваться лучшими работами Жерико, необходимо посетить Париж и Руан. Семь самых знаменитых полотен этого мастера, приобретенных после революции 1848 года, находятся в Лувре. За пределами Парижа наиболее полная коллекция работ художника представлена в Музее изящных искусств, расположенном в его родном городе, Руане.
История музея начиналась после падения монархии, в 1789 году, когда почти все художественные ценности были национализированы. Произведения искусств, изъятые из королевских собраний и конфискованные у аристократов отправляли в специальные хранилища. Комиссия, созданная декретом 1790 года, составляла описи национализированных сокровищ и распределяла их по художественным музеям.
Наиболее ценные картины достались тогда Лувру, который в годы революции был переименован в Центральный художественный музей. Остальные полотна распределили по провинциальным музеям. Инициаторами создания музея в Руане были Лемонье и Ле Карпентье - мастер исторической живописи и известный рисовальщик. Благодаря этим художникам, лучшие полотна со всего департамента были собраны в аббатстве Сен-Овен, а точнее в Руане
В 1794 году, после изменения политической ситуации в стране в Руан начали поступать распоряжения о возврате картин и других произведений искусств бывшим владельцам. Однако значительная часть художественных ценностей осталась в Руане, в распоряжении местных властей, так как их владельцы либо сбежали за границу, либо были казнены в годы революционного террора. В 1799 году оставшиеся ценности собрали в здании, ранее принадлежавшем ордену иезуитов.
После походов Наполеона во Франции начался период вторичного накопления художественных ценностей. С разных стран, захваченных наполеоновскими войсками, хлынул поток картин и скульптур. Лучшая и большая часть этих сокровищ осела в Лувре, но и провинциальные музеи не были обделены. Специалисты подсчитали что, только в период с 1798 по 99 годы в страну было ввезено более тысячи картин известнейших художников.
В сентябре 1801 года во Франции был издан государственный указ, который санкционировал создание 15-ти музеев в самых крупных городах Империи. В список этих городов вошел и Руан. Благодаря этому, городская коллекция картин получила статус государственного музея. Организовать экспозицию музея поручили Лемонье, который жил в то время в Париже и официально считался уполномоченным представителем музея в Руане. Благодаря активной деятельности Лемонье в 1806 году из запасников Лувра было отправлено тридцать восемь полотен, которые вместе с уже имевшимися картинами составили ядро собрания руанского музея. Однако для посетителей двери музея распахнулись лишь в июле 1809 года.
После падения Наполеона большую часть произведений искусств, свезенных в страну со всей Европы, вернули их бывшим владельцам. Руанскому Музею изящных искусств, в этом отношении, повезло больше других. Из его собрания было изъято лишь три картины, и эта потеря почти сразу была компенсирована дарами частных коллекционеров.
На протяжении XIX столетия собрание галереи продолжало пополняться. Так в 1862 и 1872 годах в руанский музей поступали картины из запасников Лувра, отобранные специальной государственной комиссией. В конце концов, расширившейся экспозиции стало тесно в помещении музея, поэтому часть картин вывесили не только в общественных зданиях, но и в крупных магазинах города. А в 1876 году было принято решение о строительстве нового здания музея, продолжавшегося двенадцать лет.
В 1888 году жители Руана могли порадоваться новому музею, который оказался очень удобным для размещения собрания галереи. Экспозиция этого музея доставляет удовольствие посетителям и в наши дни.
Она является предметом гордости руанцев и охватывает период от начала XV столетия до наших дней. Среди сокровищ музея - прекрасные работы художников-импрессионистов, в том числе полотно Клода Моне с изображением знаменитого вида кафедрального собора в Руане. Здесь же можно увидеть творчество Теодора Жерико, самого известного руанского художника, а также уникальную керамику. Самые знаменитые картины Жерико находятся в Лувре, но Музей изящных искусств Руана тоже владеет весьма обширной коллекцией его работ.
ГАБРИЕЛЬ ЛЕМОНЬЕ
Габриель Лемонье (1743-1824) родом из Руана всегда оставался патриотом своего родного города, хотя жил в основном в Париже. Его учителя - Дешамп (уроженец Руана) и Вьен, известный своим учеником Давидом. В 1772 году Лемонье получил Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния, благодаря представленной жюри картине Смерть Ниобеи . В Италии Лемонье провел с 1774 по 1779 год. Вернувшись во Францию он периодически выставлялся в Салоне. Благодаря своим полотнам на мифологические, религиозные и исторические сюжеты Габриель Лемонье приобрел известность. С 1795 года он работал преподавателем парижской художественной школы, а в 1820 году был назначен директором знаменитой гобеленовой фабрики. Лемонье был не только художником, но еще и коллекционером. После его смерти вся его коллекция, а также и некоторые его собственные работы перешли в распоряжение Музея изящных искусств Руана.
|