Один из прекраснейших музеев Франции, музей д'Орсэ, лежит на левом берегу Сены, как раз напротив сада Тюильри и другого славнейшего художественного хранилища - Лувра. Подобно Лувру, он дал свое имя набережной, на которой находится.
Не каждая столица и даже не каждое государство может похвастаться музеем, столь полно и завораживающе воплощающим самую душу искусства страны - так, как музей д'Орсэ воплощает душу французского искусства. Если вы, будучи в Париже, не успели прогуляться по Лувру - это досадно. Но если вы не посетили музей д'Орсэ - можно считать, что дух Франции в его наисовершенной полноте остался вам неведом.
В конце XIX века, накануне Всемирной выставки правление Орлеанской железной дороги принимается за строительство нового вокзала на месте разрушенного дворца д'Орсэ. Здание вокзала соединяло в себе труды лучших архитекторов и достижения новейшей техники.
В 1900 году французский художник Эдуард Детай писал: Вокзал великолепен и выглядит как дворец изящных искусств . Он оказался пророком: здание вокзала д'Орсэ, постепенно устаревшего технически и наконец заброшенного, в 1986 году получило вторую жизнь в качестве музея французского искусства середины XIX - начала XX века, где произведения и самого Детая занимают не последнее место.
Нечасто можно встретить такую гармонию между архитектурой музея и его экспозицией. Сохраненный в максимальной неприкосновенности вокзал эпохи модерна с его галереями, стеклянной крышей и гигантскими часами на противоположном от входа торце стилистически составляет единое целое с прикладным искусством art nuveau , живописью французских символистов и гордостью экспозиции - картинами импрессионистов: Ренуара, Дега, Моне, Мане, Сезанна и других.
Нигде в мире нет столь полного собрания импрессионистов, и нигде в мире импрессионисты так не смотрятся, как в Париже. Секрет особого обаяния парижской экспозиции, очевидно, в том, что в сегодняшнем Париже жив дух Парижа Ренуара и Писарро, Моне и Сезанна. И если Париж средневековый или мушкетерский сохранились лишь в немногих кварталах (таких, например, как Латинский), то Париж Третьей Империи и Париж эпохи модерна в полном смысле слова определяют сегодняшнее восприятие французской столицы.
|