Главная - Великие личности - Французские писатели - Андре Жид

Развлечения туристу:

Ресторан Tan Dinh

News image

Ресторан Tan Dinh один из самых лучших вьетнамских парижских ресторанов. Тут каждый вечер много посетителей. Чтобы тут побывать необходимо заранее р...

Магазины в Париже

News image

В Париже масса магазинов. Знакомиться с многообразием бутиков стоит начинать с восьмого административного округа Парижа. Именно тут находится знамен...

Театр. Комеди Франсэз

News image

Комеди Франсэз один единственный репертуарный Французский театр, который финансируется от правительства. Он находится в центре города, в первом адми...

Пляжные курорты:

Роскоф

News image

Окружённый морем, старый портовый городок на севере Бретани на сегодняшний день считается одним из крупных центров талассотерапии во Франции, отпраз...

Жуан-ле-Пен

News image

Жуан-ле-Пен – городок, входящий в административный округ Антиба, расположен между Ниццой и Каннами на берегу красивой укромной бухты, в 13 километра...



Андре Жид
Великие личности - Французские писатели

андре жид

Андре Поль Гийом Жид (1869-1951), французский романист, эссеист и критик, родился в Париже в семье потомственных гугенотов Поля Жида, профессора Парижского университета, и Жюльетты (Рондо) Жид. После смерти отца в 1880 году Жид воспитывался матерью-кальвинисткой, посвятившей ему всю жизнь.

Из-за слабого здоровья юноша получил беспорядочное образование: он посещал разные школы, занимался с репетиторами дома. В Эколь альзасьен, протестантской средней школе в Париже, у него появился интерес к литературе, особенно к древнегреческой поэзии; поощряемый матерью, он также всерьез занялся музыкой. В 1889 году Жид сдает выпускные экзамены в лицее и решает стать писателем.

Обеспеченный отцовским наследством, Жид смог полностью посвятить себя литературе и в 1891 году издал свою первую книгу Тетради Андре Вальтера . Тема этого автобиографического произведения, написанного в стихах и поэтической прозе, - борьба между плотью и духом, которая завершается отречением плоти, - прослеживается и в более поздних произведениях писателя, хотя получает порой иное направление. Школьный друг Жида писатель Пьер Луи свел его с символистами - представителями ведущего литературного течения того времени. В их салонах Жид знакомится с самыми крупными литераторами эпохи, в том числе с поэтом Стефаном Малларме; с 1891 по 1893 год Жид пишет очерк и две повести в символистской манере.

Освобожденный из-за туберкулеза от воинской службы, Жид решил составить компанию своему другу художнику Полю Альберу Лорану в его поездке по Северной Африке в октябре 1893 года, и там, в тунисском городе Сусе, молодой человек впервые вступил в гомосексуальную связь. Возвратившись в Европу, Жид обнаружил, что плотские наслаждения, испытанные им в Северной Африке, вызвали у него отчуждение от литературного общества, в котором он еще недавно находил духовное удовлетворение. Вскоре после этого писатель создает Болота (1895) - сатирический портрет претенциозных завсегдатаев символических литературных салонов. К этому времени Жид окончательно излечился от туберкулеза и в январе 1895 года возвращается в Северную Африку, где в Алжире в городе Бискра знакомится с Оскаром Уайльдом и лордом Алфредом Дугласом.

Во Францию писатель возвращается в конце 1895 года, чтобы проститься с умирающей матерью. Вскоре после кончины матери Жид женится на своей кузине Мадлен Рондо, в которую был влюблен многие годы. Некоторые критики считают, что Мадлен Рондо, несгибаемая пуританка, заменила писателю мать. Брак с Мадлен Рондо оказался бездетным (лишь в 1923 году у Жида от связи с Элизабет ван Рюссельберг родилась дочь). Спустя год после женитьбы Жид становится мэром Ларока, однако продолжает писать и вскоре возвращается в Алжир.

Жид впервые выразил новое понимание личной свободы в Яствах земных (1897) - книге, написанной стихами в прозе. В этом произведении плоть и дух составляли единое целое, условности, привычки и принципы отбрасываются ради высвобождения собственного я , стремящегося к удовольствиям и радости. Успеха у широкого читателя Яства земные не имели; кроме того, эта книга послужила причиной разрыва писателя с его друзьями-символистами, которые не могли смириться с тем, что Жид превозносит враждебную им реальность. Однако в 1920-е годы Яства земные стали самым знаменитым произведением Жида и оказали влияние на целое поколение более молодых писателей, включая экзистенциалистов Альбера Камю и Жана Поля Сартра.

После 1897 года физическое и эмоциональное состояние Жида заметно ухудшилось из-за непрекращающейся борьбы между его духовными устремлениями и плотскими страстями. Он трудно перенес разрыв с женой, которая, узнав, что муж - гомосексуалист, уехала в их имение в Кювервиль в Нормандии. (С тех пор Жид часто расставался с женой, однако вплоть до ее смерти в 1938 году их объединяла духовная близость.) В феврале 1909 году работа над созданием Нувель ревю франсез , ставшим вскоре одним из самых влиятельных литературных журналов мира, без сомнения, помогла писателю преодолеть тяжелую депрессию. Нувель ревю и его детище издательство Галлимар всячески поощряли новые таланты, а также под влиянием Жида издавали переводы его любимых авторов: Достоевского, Джозефа Конрада, Уолта Уитмена, Германа Мелвилла.

С 1902 по 1919 год Жид опубликовал четыре небольших психологических романа, которые он назвал recits - историями : Имморалист (1902), Тесные врата (1909), Изабелла (1911) и Пасторальная симфония (1919). Многие критики сходятся во мнении, что эти романы, в которых разрабатывается тема борьбы личности за самовыражение, принадлежат к числу лучших произведений Жида.

Новый этап в творчестве Жида - романиста ознаменовался Подземельями Ватикана (1914), книгой, жанр которой сам писатель, по аналогии со средневековым сатирическим фарсом, определил как sotie . Более сложные композиционно и психологически, чем recits , Подземелья Ватикана представляют собой своего рода язвительную мистификацию, где рассказывается об убийстве, на которое убийца идет только для того, чтобы доказать свою свободу; Жид также высмеивает здесь буржуазный конформизм католиков и вольных каменщиков , их ханжество. Воспитанный в благочестивой протестантской семье, Жид еще в 1906 году пережил религиозный кризис и, подобно многим серьезным писателям, своим друзьям, испытал сильную тягу к католицизму, особенно к ревностному апостольскому католицизму, поэта и драматурга Поля Клоделя. Однако Подземелья Ватикана стоили Жиду дружбы с Клоделем и вызвали яростные нападки на писателя за его антиклерикализм.

Огромный успех Нувель ревю франсез (где печатались такие выдающиеся писатели, как Марсель Пруст и Поль Валери), а также растущая популярность книг Жида обеспечили ему полную финансовую независимость. В 1920-е годы, правда, писатель снова подвергается нападкам, на этот раз со стороны правящих кругов, которые утверждали, что произведения Жида развращают молодежь. В ответ на это в 1924 году писатель распространяет тысячи экземпляров Коридона , апологию гомосексуализма в форме диалогов Платона, над которой Жид начал работу еще в 1918 году. Выпуская Коридон , Жид поступал довольно опрометчиво: он навлекал на себя публичное обвинение в гомосексуализме, из-за чего в свое время так пострадал его друг Оскар Уайльд. Писателя стали избегать даже близкие друзья, почти никто не подал голос в его защиту. Репутация Жида возродилась только к концу 1920-х годов, когда общество стало терпимее относиться к гомосексуализму.

В июле 1925 года Жид в сопровождении своего друга Марка Аллегре отправился в длительное путешествие в Конго. За это время вышли из печати несколько его произведений. Откуда ты? (1926) является своего рода дневником, который писатель начал вести десять лет назад и в котором выразилось его отношение к религии. Этот дневник является отражением религиозного кризиса, в нем Жид ведет поиск божественного существования и пытается оправдать свое неприятие идеи вины. В том же году появляется исповедальная по духу автобиография Жида Если зерно не умрет , работа над которой началась в 1919 году. В 1920-е годы это сочинение казалось непристойным, теперь же считается высоким образцом автобиографической литературы, стоящим в одном ряду с Исповедью Руссо.

Фальшивомонетчики , роман, который Жид закончил непосредственно перед отъездом в Конго, был также издан в 1926 году. Жид называл Фальшивомонетчиков своим единственным романом, потому что по объему и замыслу он был крупнее всех остальных его художественных произведений. Роман отличается композиционной сложностью, которая выражается в не связанных между собой сюжетных линиях, в множественности происходящих одновременно событий, тем, героев, настроений и точек зрения, которые наслаиваются друг на друга и друг другу противопоставляются. В этой связи французский критик Жан Итье отмечал: Есть только две книги, в которые Жид попытался вложить всего себя: Андре Вальтер - в юности и Фальшивомонетчики - в зрелые годы . Благодаря Фальшивомонетчикам Жид получил международное признание, стал считаться одним из выдающихся писателей XX века.

Возвратившись из Конго в 1927 году, Жид опубликовал два путевых дневника, в которых подверг критике французскую колониальную политику. На протяжении последующих десяти лет писатель продолжал принимать активное и противоречивое участие в политике и общественной жизни - например, поддерживал лоялистов во время гражданской войны в Испании, в 1932 году вдруг объявил о своем обращении к коммунистической идеологии, а в 1937 году во втором из двух путевых очерков, написанных после рассеявшей его иллюзии поездки в Советский Союз, заявил о решительном разрыве с коммунизмом.

С 1942 года и до конца Второй мировой войны Жид жил в Северной Африке, где написал повесть Тезей (1946), которая проникнута верой в способность человечества к самосовершенствованию и в значимость земного существования и которую Жид считал своим литературным завещанием.

В 1947 году Жид была присуждена почетная степень доктора Оксфордского университета. В том же году писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе за глубокие и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью . В своей речи на церемонии награждения Андерс Эстерлинг, член Шведской академии, отметил, что Жид в большей степени, чем кто-либо из его современников, был человеком контрастов... Вот почему его творчество создает впечатление непрерывного диалога, в котором вера постоянно борется с сомнением, аскетизм - с жизнелюбием, а дисциплина - со стремлением к свободе . Плохое самочувствие не позволило Жиду прибыть на церемонию награждения в Стокгольм, и его Нобелевскую лекцию прочитал за него французский посол в Швеции Габриэль Пюо. Выражая благодарность Шведской академии за награду, Жид писал: В течение многих лет мой голос представлялся мне гласом вопиющего в пустыне, позже я думал, что обращаюсь к очень немногим; но вы доказали мне сегодня, что я был прав, когда верил в преимущество узкого круга читателей... Вы подали свой голос не столько за мой труд, сколько за тот независимый дух, который витает в моих книгах, за тот дух, который в наши дни подвергается всевозможным нападкам .

В 1950 году Жид выпустил последний том своего Дневника , охватывающий период с 1939 по 1949 год. Многие читатели наверняка согласятся с Франсуа Мориаком, который ставил выше всех остальных произведений писателя его дневники и автобиографии. О Дневниках Жида, начатых в 1889 году и состоящих в общей сложности более чем из миллиона слов, в которых отразилась вся его жизнь, Энид Старки, видный британский специалист по французской литературе, писал, что это произведение - уникальное во французской литературе, да и в литературе вообще; это сокровищница мнений и споров по любому художественному и интеллектуальному поводу, по любой моральной проблеме за период в шестьдесят с лишним лет . Отдавая дань памяти Жиду, вскоре после его смерти Сартр писал: Он не уставал учить нас, что можно сказать все что угодно, лишь бы это было хорошо сказано . Слава Жида с годами не потускнела. В 1980 году, например, американский литературовед А. Лесли Уилсон писал, что репутация Жида как одного из самых крупных писателей нашего столетия со временем только возросла .

Андре Поль Гийом Жид был похоронен рядом со своей женой в Кювервиле. И ныне пребывает в Тебе , задушевная история семейной жизни писателя, увидела свет в 1951 году, уже после смерти Жида.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности

Достопримечательности Труа

News image

Если пройти один квартал на восток, повернуть на юг, чтобы по ул. Пальо-де-Монтабер, тоже застроенной фахвер­ковыми домами, вернуться в Ста­рый гор...

Римский театр Оранж, Франция

News image

Древний Араузио изначально возник как кельтское поселение. Затем была основана колония ветеранов II легиона Юлия Цезаря. Город процветал, все велики...

Триумфальная арка в Париже

News image

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА В ПАРИЖЕ (Arc de Triomphe) – знаменитая триумфальная арка, расположенная на площади Шарля де Голля (Place Charles-de-Gaulle) (преж...

Эйфелева башня

News image

Об этой достопримечательности французской столицы знает, пожалуй, любой современный человек. А уж туристы, впервые прибывающие в Париж, стремятся ув...

Знаменитые французы:

Луиза Виже-Лебрен

News image

(1755-1842) Автопортрет с дочерью Справедливый критик назвал эту талантливую женщину «художником красоты и ее воплощения»....

Франсуаза Саган

News image

Франсуаза Саган (Francoise Sagan) (21 июня, 1935 г. - 24 сентября 2004 г.), настоящее ее имя – Франсуаза Куарез (Francoise Quoir...

Камиль Писсарро

News image

Камиль Жакоб Писсарро (Pissarro) (10.7.1831, остров Сен-Тома, Вест-Индия, - 12.11

Жан Оноре Фрагонар

News image

Жан Оноре Фрагонар (Fragonard) - французский живописец и гравер (1732-1806), ученик сперва Шардена, а потом Буше, и в 1752 году ...