Главная - Великие личности - Французские писатели - Дени Дидро

Развлечения туристу:

Кабаре. Крейзи Хорс

News image

Крейзи Хорс (Le Crazy Horse de Paris) – одно из самых известных заведений Парижа. Его создали в 1951-м году. В качестве отличительной черты ст...

Ночная жизнь Парижа

News image

Ночная жизнь Парижа, а именно настоящее искушение направляет нас на на авеню Champs-Elysees и Trocadero, но не стоит так быстро поддаваться этому со...

Парк Монсо

News image

Буквально в 5 минутах ходьбы от Триумфальной арки находится великолепный парк – парк Монсо (Parc Monceau), вдохновлявший своими романтическими пейза...

Пляжные курорты:

Франция: туристам запретили гулять в бикини в прибрежны

News image

Власти французских прибрежных курортов запретили туристам носить бикини и появляться без верхней одежды в общественных места, кроме пляжей. Данная м...

Средневековый Гурдон

News image

Недалеко от Ниццы есть средневековая деревушка Гурдон – одно из красивейших мест во всей Франции. Гурдон славится скалами и парками..



Дени Дидро
Великие личности - Французские писатели

дени дидро

Дени Дидро (Denis Diderot) (5.10.1713, Лангр, - 31.7.1784, Париж), французский писатель, философ-просветитель. Сын ремесленника. В 1732 году получил звание магистра искусств. Ранние философские сочинения ( Философские мысли , 1746, сожжённые по решению французского парламента, Аллеи, или Прогулка скептика , 1747, изд. 1830) написаны в духе деизма. Философское сочинение Письмо о слепых в назидание зрячим (1749), последовательно материалистическое и атеистическое, было причиной ареста Дидро. По выходе из тюрьмы Дидро стал редактором и организатором Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел (1751-1780). Вместе с другими просветителями Дидро сумел сделать Энциклопедию не только системой научного знания той эпохи, но и могучим оружием в борьбе с феодальными порядками и религиозной идеологией. Несмотря на преследования реакции, Дидро довёл издание Энциклопедии до конца. В 1773-1474 годах Дидро по приглашению Екатерины II приехал в Россию. Он пытался оказать влияние на политику Екатерины II, склонить её к освобождению крестьян и проведению либеральных реформ.

В своих философских сочинениях (важнейшие из них: Мысли об объяснении природы , 1754; Разговор д'Аламбера с Дидро , Сон д'Аламбера , оба 1769, опубл. 1830; Философские принципы материи и движения , 1770, опубл. 1798; Элементы физиологии , 1774-1780, опубл. 1875) Дидро отстаивал материалистические идеи, рассматривая всё сущее как различные формообразования единой несотворённой материи. Согласно Дидро, материя качественно многообразна, в ней есть начало самодвижения, развития; задолго до Дарвина Дидро высказал догадку о биологической эволюции. Основывая теорию познания на сенсуализме Дж. Локка, Дидро в то же время полемизировал с механистическим материализмом своего века, сводившим сложные процессы духовной жизни к простой комбинации ощущений ( Систематическое опровержение книги Гельвеция Человек , 1773-1774, изд. 1875). Отрицая божественное происхождение королевской власти, Дидро придерживался теории общественного договора, но, как и Вольтер, со страхом относился к самостоятельному движению низов и связывал свои надежды с просвещённым монархом. В последний период жизни склонялся к идее республики, но считал её мало пригодной в условиях большого централизованного государства.

Материализм Дидро сказывается и в его эстетике. Борьба за реалистическое демократическое искусство составляет главное её содержание. В Салонах - критических обзорах периодических художественных выставок - Дидро подвергает критике представителей классицизма и рококо (Ж. Вьен, Буше) и защищает жанровую живопись Шардена и Ж. Б. Грёза, которая пленяет его правдивым изображением натуры, буржуазного быта. Борьба с классицизмом пронизывает и работы Дидро, посвящённые вопросам драматургии, театра, музыки. Вместе с другими энциклопедистами он принимает участие в так называемой войне буффонов, отстаивая реализм итальянской оперы. В драме он выдвигает идею среднего жанра, стоящего между трагедией и комедией, правдиво и серьёзно изображающего горести и радости повседневной жизни человека третьего сословия. Дидро требует непредвзятого изображения жизни во всём её неповторимом индивидуальном своеобразии, стремится внести в драму будничный тон, максимально приблизить сцену к обыденной жизни ( Беседы о Побочном сыне , 1757, и Рассуждение о драматической поэзии , 1758). Вместе с тем Дидро понимает, что художественный образ не копия , а перевод , и потому искусство обязательно включает в себя долю лжи , которая является условием более широкой поэтической истины. Прекрасное Дидро ищет в отношениях, связывающих между собой многочисленные факты действительного мира. Однако стремление сочетать точное до иллюзии изображение единичных явлений с поэтической правдой целого в эстетике Дидро осталось не осуществлённым. Здесь сказалось противоречие между общедемократическим всечеловеческим идеалом Дидро и буржуазным обществом, которое не могло служить ему реальным фундаментом. Дидро поэтому вынужден искать почву для своего идеала не в истории, а в стоящей вне истории абстрактно понятой человеческой природе. С этим связано обращение Дидро к первообразу, идеальной модели, незыблемой и абсолютной норме прекрасного, получившей наиболее полное выражение в греческой классике ( Введение к Салону , 1767). Эти мотивы предвосхищают ту волну классицизма, которая захватит французское искусство в предреволюционные и революционные годы. Те же тенденции пронизывают и Парадокс об актёре (1773-1778, изд. 1830). Дидро теперь рассматривает театр как иной условный художественный мир. На сцене ничто не совершается, как в жизни, и потому от актёра требуется не чувствительность , а рассудочность, холодное мастерство, наблюдательность, знание условных правил искусства и умение подчиняться им. Эстетический идеал Дидро неотделим от идеала социального и нравственного.

Художественное творчество Дидро разнообразно по жанрам. Ранние пьесы Дидро Побочный сын... (1755, изд. 1757) и Отец семейства (1756, изд. 1758) интересны как иллюстрация к драматургической теории среднего жанра ; в художественном отношении они мало удачны. Интереснее поздняя одноактная пьеса Хорош он или дурён? (1781, изд. 1834), в которой проявилась сложная диалектика добра и зла. Выдающимся явлением реализма 18 века была проза Дидро. Роман Монахиня (1760, изд. 1796) - яркое антиклерикальное произведение. Монастырь вырастает в романе в грандиозный символ извращённой цивилизации.

В образе слуги Жака (роман Жак фаталист , написан 1773, издан на немецком языке 1792, на французском 1796) воплощён народ Франции с его жизнелюбием, юмором, житейской мудростью. Слуга и его хозяин спорят по вопросам философии и морали. Хозяин - сторонник свободы воли, ему кажется, что он властвует над миром и способен определять ход вещей. Но это иллюзия. Жак фаталист на своём горьком опыте познал, что человек подвластен обстоятельствам и судьба управляет им. Но фатализм Жака никогда не обрекает его на пассивность, он не столько выражает покорность судьбе, сколько доверие к природе, к жизни в её свободном и стихийном течении. Эта сторона философии Жака близка Дидро, она определяет структуру романа. Рассказ Жака о его любовных приключениях, образующий сюжетную канву книги, всё время прерывается. Дидро предпочитает литературным канонам и штампам стихийное движение жизни во всей её непредрешённости и изменчивости.

Самое значительное произведение Дидро Племянник Рамо (1762-1779, изд. 1823) написано в форме диалога между философом и племянником известного французского композитора Рамо. Диалог не имеет строго определённой темы, но обладает внутренним единством, за каждым высказыванием стоит личность собеседника, его характер, концепция бытия, мировоззрение. Рамо - нищий музыкант, представитель парижской богемы, человек аморальный, циничный, беспринципный, друг реакционных продажных журналистов, паразит и прихлебатель в домах богатых аристократов - продукт разложения старого порядка . Но аморальное поведение Рамо находит своё объяснение в состоянии современного общества. Рамо отвергает нравственные нормы общества, воспринимая их как силу от него отчуждённую, ему враждебную, а потому злую, и единственную жизненную ценность видит в удовлетворении своих естественных страстей и стремлений. Своим аморальным поведением и своими циническими высказываниями Рамо разоблачает окружающий его мир, срывает с общества его лицемерную маску, обнажает его существо. Но Рамо разоблачает нежизненность и отвлечённость и идеалов философа. Он ясно понимает, что главной силой становится богатство, а покуда властвует нужда, всякая свобода призрачна, все принимают позы, играют роли и никто не бывает самим собой. Признавая в конце диалога, что единственно свободной личностью является Диоген в бочке, философ сам утверждает нежизненность своих идеалов.

Не опубликованные при жизни писателя романы и повести Дидро обращены к будущему. Сложной диалектикой мыслей и характеров они перерастают рамки искусства 18 века и предвосхищают последующее развитие европейского реалистического романа. Наследие Дидро продолжает служить прогрессивному человечеству.

Подобно другим французским философам-материалистам 18 века, Дидро придавал огромное значение просвещению. Образование, - писал он, - придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства . Высоко оценивал Дидро роль воспитания в формировании человека. Вместе с тем он считал, что для развития детей существенное значение имеют их анатомо-физиологические особенности. Воспитание, достигая многого, не может сделать всего. Задача состоит в том, чтобы выявить природные способности детей и дать им самое полное развитие.

Мысли Дени Дидро о народном образовании изложены в Плане университета или школы публичного преподавания наук для Российского правительства , составленном в 1775 году по просьбе Екатерины II, и в ряде заметок, написанных им во время пребывания в Петербурге ( О школе для молодых девиц , Об особом воспитании , О публичных школах и др.). Дидро рассматривал широкий круг педагогических проблем (система народного образования, методы обучения и др.). Он проектировал государственную систему народного образования, отстаивал принципы всеобщего бесплатного начального обучения, бессословности образования. Стремясь обеспечить фактическую доступность школы, Дидро считал необходимым организовать материальную помощь государства детям бедняков (бесплатные учебники и питание в начальной школе, стипендии в средней и высшей школе). Дидро восставал против господствующей в то время во всей Европе системы образования с её классицизмом и вербализмом. На первый план он выдвигал физико-математические и естественные науки, выступая за реальную направленность образования и его связь с потребностями жизни. Дидро стремился построить учебный план средней школы в соответствии с системой научного знания, с учётом взаимозависимости наук, выделяя в каждом году обучения главный предмет (например, 1-й класс - математика, 2-й - механика, 3-й - астрономия и т.д.). Включая в учебный план религию, Дидро отмечал, что делает это, считаясь со взглядами Екатерины II, и в качестве скрытого противоядия намечал преподавание морали по материалистическим книгам Т. Гоббса и П. Гольбаха. Дидро писал о важности составления хороших учебников и предлагал привлечь к этому делу крупных учёных. В целях повышения уровня знаний он предлагал 4 раза в год проводить публичные экзамены в средней школе и отсеивать нерадивых или неспособных учащихся. Для лучшего подбора учителей Дидро советовал объявлять конкурсы.

План Дидро был опубликован только в 19 веке.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности

Достопримечательности Руана

News image

Любой школьник знает, как выглядит Руанский собор. В свое время здание стало объектом вдохновения великого импресси­ониста Клода Моне, создавшего се...

Елисейский дворец - парижская резиденция главы Французской Респуб

News image

Елисейский дворец – парижская резиденция главы Французской Республики. Рабочий въезд: с улицы Сент-Оноре (№№ 55-57), парадный въезд (только для през...

Остров Сите

News image

Остров Сите – «начало всех начал», колыбель французской столицы. Еще в III веке до нашей эры на острове Сены обитало кельтское племя паризиев. Приме...

Церковь Базилика Сакре-Кёр - достопримечательность Парижа

News image

Базилика Сакре-Кёр (фр. Basilique du Sacré Cœur, буквально «базилика Святого Сердца», то есть Сердца Христова) — католическая церковь в ...

Знаменитые французы:

Марион де Лорм

News image

Она была первой женщиной из тех, которых впоследствии назовут кокотками. Марион не являлась тривиальной проституткой и разврат...

Жорж Сименон (Georges Simenon)

News image

(1903-1989), французский писатель. Член Бельгийской королевской академии (с 1952 года). Главным героем его наиболее известных ро...

Смерть Вольтера

News image

После многих лет скитаний по Европе в феврале 1778 года Вольтер с триумфом возвратился в Париж. Он приобрел себе особняк на улиц...

Жозеф Гильотен

News image

271 год назад 28 мая родился Жозеф Гильон, человек чьим именем названа гильотина. По иронии судьбы, сам Гильотен был прот...