Франсуа Рене де Шатобриан (de Chateaubriand)- знаменитый французский писатель и политический деятель. Родился 4 сентября 1768 года в бретонской дворянской семье. Был младшим из десяти детей; провел безрадостное детство в Сен-Мало, учился довольно беспорядочно в Доле, Ренне и Динане; предназначался родителями то в военные, то - согласно его собственному желанию - в священники, но 18-ти лет вступил в наваррский полк. Связи отца доставили ему аристократические знакомства и доступ ко двору, но он здесь терялся и больше интересовался литературой; сблизился с писателями - Парни, Шенье, Шамфором - и напечатал в Almanach des Muses (1790) меланхолическую пастораль Amour de la campagne . Революция, ненавистная этому роялисту и уничтожившая его полк, побудила его исполнить заветную мечту - отправиться в Америку, с целью найти путь через полярные страны в Индию. Он пробыл там недолго, но успел увидеть многое. В 1792 году он женился и, хотя это был брак по требованию родных, нашел в жене преданного друга. Возвратясь в Европу, он эмигрировал, вступил в армию эмигрантов и был ранен при осаде Тионвилля; больной и измученный, перебрался в Англию, где вел тяжкую борьбу за существование, голодая, перебиваясь уроками и готовя обширный труд: Essai politique, historique et moral sur les revolutions anciennes et modernes (1797). Это сочинение, еще проникнутое духом отживавшего века, не имело успеха; его стали читать лишь впоследствии, ввиду разительной противоположности между ним и позднейшими воззрениями автора. Последующие издания были очищены от материалистических выходок. Перемена настроения была близка; смерть матери, удрученной ужасами революции и безверием сына, и сестры, получившей от матери завет возвратить брата христианству, возродили его веру. Я уступил не великим сверхъестественным светочам, - писал он, - мое убеждение вышло из сердца: я заплакал и уверовал . В это время им был задуман Гений христианства ( Genie du christianisme ) (1802, 5 т.). Подзаголовок этого произведения: ou les beautes de la religion chretienne хорошо характеризует его: это вдохновенная апология христианства, не догматическая, не богословская, но поэтическая, естественная реакция против бурной, насмешливой и иногда грубой антирелигиозности XVIII века, попытка показать, что из всех существовавших религий христианская - самая поэтичная, самая человечная, самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем; нет ничего божественнее ее морали, ничего привлекательнее и торжественнее ее догматов, ее доктрины и ее культа; она покровительствует гению, очищает вкус, развивает благородные страсти, даст мысли силу, сообщает писателю прекрасные формы и художнику совершенные образцы . Догматическая и философская, историческая и логическая стороны сочинения Шатобриана слабы. Он побеждает искренностью, наивностью, захватом лиризма, силой вдохновения. Католицизм не умер, но замер: Шатобриан воскрешал его, связывая его с наиболее возвышенными представлениями живой действительности. Он вел своих читателей по тому пути, который прошел сам, основывая религию на индивидуальных эмоциях, эстетических по преимуществу. Его книга должна была потерять значение вместе с падением того общественного настроения, при котором она была создана. Литературное влияние ее было громадно; она создала школу. Идеализм и реализм равно могли обресть в ней новое слово. Вместе с глубиной индивидуального лиризма, мистическим захватом религиозного чувства и ораторским пафосом - субъективными элементами, которым равных еще не знала литература, - здесь были образы, картины и описания невиданной еще красоты, яркости и изобразительности; искусственность смешивалась с наивностью, элементарные промахи - с проблесками гения. Два эпизода из Гения христианства были выделены: один, Atala , появился в Mercure за год до выхода главного сочинения, другой, Rene , был отделен от него впоследствии (1807). Atala ou les amours de deux sauvages dans le desert , проникнутая грандиозными впечатлениями, вынесенными автором из его скитаний по первобытному миpy Америки, поразила читателей столько же новым настроением, сколько блеском формы, и имела большой успех не только во Франции. Rene ou les effets des passions - французский и, как его иногда называли христианизованный Вертер , сходен с немецким прообразом некоторыми чертами сюжета, но более всего тем, что это такое же изображение личности поэта; скорбь его героя театральна; он носит свое сердце на перевязи - как сказала одна англичанка о самом Шатобриане; в героине не трудно заметить черты влиявшей на него сестры, Люсили. Одно из наиболее сильных выражений мировой скорби , это произведение произвело очень сильное и устойчивое впечатление. Изданные через семь лет Les Martyrs (1809, 5 т.) должны были явиться практическим образцом применения той эстетики, теория которой дана в Гении христианства . До тех пор борьба между старыми и новыми не позволяла искусству отказаться от рабского подражания древним образцам. Шатобриан провозглашает национальное искусство, вводит религиозность в ряд эстетических настроений, отрешается от холодного рационализма классиков. Я нашел, что христианство более чем язычество благоприятно развитию характеров и игре страстей в эпопее. Я говорил, что чудеса этой религии могут, пожалуй, поспорить с чудесами, взятыми у мифологии. Эти спорные воззрения я пытаюсь здесь подкрепить примером . Это поэма в прозе из эпохи Диоклетиана, полная красот, но не в изображении сверхъестественного, к которому охотно обращается автор, а в земных сценах и рассказах, в великолепных картинах природы и описаниях мест, которые за время работы над Мучениками посетил автор - Афин, Рима, Иерусалима. Результатом путешествия в Святую Землю, куда Шатобриан, остановив работу, отправился искать впечатлений местного колорита, был Itineraire de Paris a Jerusalem (1811, 3 т.) - не только путешествие, но, так сказать, оправдательный документ к Martyrs . Путешествие в Испанию дало (1809) материалы для изящного и законченного рассказа: Les aventures du dernier des Abencerages , напечатанного лишь много позже в Oeuvres completes . Здесь же впервые появилось раннее произведение автора: Les Natchez , по американскому сюжету связанное с Аталой и Рене . На этом заканчивается художественное творчество Шатобриана; отныне он и его перо принадлежат политике. Сент-Бев делит его политическую жизнь на три периода: 1) чистый роялизм (1814-1824), 2) либерализм (1824-1830) и 3) смесь роялизма с республиканством (после 1830 года). Он не ладил с Наполеоном, хотя последний, будучи первым консулом, назначил его секретарем посольства в Рим, а затем посланником в швейцарский кантон Валлис; от последнего поста Шатобриан отказался после казни герцога Энгиенского. В 1814 году, еще до отречения Наполеона, Шатобриан издал брошюру: De Buonaparte, des Bourbons et de la necessite de nous rallier a nos princes legitimes pour le bonheur de la France et de l'Europe - памфлет, по заявлению Людовика XVIII стоивший целой армии для дела реставрации. В 1815 году последовал за королем в Гент и временно был министром внутренних дел. Несколько ранее появились его Reflexions politiques sur quelques ecrits du jour (1814). Получив после второй реставрации звание пэра, он напечатал Melanges de politique (1816), а затем наделавшую много шума и конфискованную Monarchie selon la charte (1816), за которую был лишен пенсии (до 1821 года). В 1818 году основал газету Conservateur . В 1821 году назначен послом в Берлин, затем в Лондон; в 1822 году был представителем Франции на веронском конгрессе. Кроме статей в газете, за это время появились его Memoires, lettres et pieces authentiques touchant la vie et la mort du duс de Berry (1820). В 1823 году, будучи министром иностранных дел, он настоял на объявлении войны Испании. В 1828 году назначен послом в Рим, но вышел в отставку, когда сформировалось министерство Полиньяка. Его надменный и приподнятый легитимизм не мог примириться с Июльской монархией; после революции 1830 года, которую он предсказал, он отказался от звания пэра. В 1831 году вышли его брошюры: De 1а геstauration et de la monarchie elective (где находится известная самохарактеристика: я сторонник Бурбонов из чувства чести, роялист по рассудку и по убеждению, республиканец по влечению и по характеру ) и De la nouvelle proposition relative au bannissement de Charles X et de sa famille . В 1832 году Шатобриан, еще ранее подвергнутый заключению за то, что раздавал пострадавшим от холеры деньги от имени герцогини Беррийской, предстал пред судом присяжных за Memoire sur la captivite de m-me la duchesse de Berry ; суд оправдал его. После выхода его Oeuvres completes (1826-1831, 31 т.) появились: Etudes ou Discours historiques sur la chute de l'Empire romain (1831, 4 т.); Voyages en Amerique, en France et en Italie (1834, 2 т.); Lectures des Memoires do M. de Chateaubriand (1834); Essai sur la litterature anglaise (1836); Le congrеs de Verone (1838, 2 т.); Vie de Rance (1844). В эти же годы он перевел Потерянный рай Мильтона (1836). Главным литературным трудом во время политического периода его жизни была обширная автобиография, написанная в 1811-1833 годах и предназначенная для посмертного издания. Стесненный в деньгах, Шатобриан, по его выражению, заложил свою могилу и продал за сумму в 250 тысяч франков единовременно и 12 тысяч франков пожизненной ренты свои Memoires d'outre-tombe , которые начали печататься в фельетонах газеты Presse еще в последние дни жизни автора, в июне 1848 года. Он скончался 4 июля 1848 года и, согласно его желанию, погребен на одинокой морской скале среди океана, перед его родным Сен-Мало. Бурное время мало способствовало успеху его последнего, столь долгожданного произведения (1849-1850, 12 т.), которое и впоследствии удивляло противоречиями, неопределенностью воззрений, намеренными или случайными фактическими неточностями и особенно неприятно поражало всеопределяющим господством личного самолюбия в этом голосе якобы из-за могилы , но на самом деле еще полном пристрастий. Читаю Замогильные записки - писала в частном письме Жорж Санд - и скучаю от массы великолепных поз и драпировок... Не чувствуешь души, и я, которая так любила автора, в отчаянии, что не могу любить человека. Душа его так чужда всякой привязанности, что просто не веришь, чтобы он когда-либо любил кого-нибудь или что-нибудь . Однако, не только многочисленные красоты и блестящий язык искупают эгоизм, тщеславие, злобные выходки против тех, кого автор считал своими врагами, и иные недостатки этого произведения, как бы воплощающего все, что было в его авторе дурного и хорошего, - но также те драгоценные сведения по истории эпохи, которые мог иметь лишь выдающийся деятель. Мемуары - неисчерпаемый материал для характеристики автора, его отношений к Каррелю, Ламеннэ, Беранже, Жуберу, г-жам Сталь и Рекамье, для понимания внутреннего смысла его произведений. Влияние Шатобриана на французскую литературу громадно; с равной силой оно охватывает содержание и форму, определяя дальнейшее литературное движение в разнообразнейших его проявлениях. Романтизм почти во всех своих элементах - от разочарованного героя до любви к природе, от исторических картин до яркости языка - коренится в нем; Альфред де Виньи и Виктор Гюго
подготовлены им. Но он отразился, много позже, и в тех реалистах, которые, в погоне за правдивым изображением действительности в слове, лишь с виду и не надолго могут показаться его отрицателями.
|