Главная - Великие личности - Французские писатели - Марсель Пруст

Развлечения туристу:

Театры. Опера Бастилия

News image

Опера Бастилия (opéra Bastille, opéra de la Bastille) представляет собой зал оперы на place de la Bastille (площади Бастилии) в столиц...

Сады и парки Парижа

News image

Зеленые парковые зоны в европейских столицах считаются дорогой роскошью, но французы известны всему миру как ценители комфорта и красоты – даже их м...

Galeries Lafayette (Галерея Лафайет)

News image

Адрес: 40, boulevard Haussmann (посмотреть на Google Maps) Метро: Chaussée d’Antin La Fayette или Opéra RER: Auber либо Eole Время р...

Пляжные курорты:

Сен-Мало

News image

Порт Сен-Мало, расположен­ный в устье реки Ране, на берегу Ла-Манша считается одним из са­мых популярных туристических объектов Бретани. Он известен...

Жуан-ле-Пен

News image

Жуан-ле-Пен – городок, входящий в административный округ Антиба, расположен между Ниццой и Каннами на берегу красивой укромной бухты, в 13 километра...



Марсель Пруст
Великие личности - Французские писатели

марсель пруст

Марсель Пруст (Marcel Proust) (1871-1922), французский писатель. Родился в Париже 10 июля 1871 года. Его отец был известным врачом и занимал важный пост в министерстве здравоохранения. Мать принадлежала к богатой еврейской семье родом из Эльзаса-Лотарингии, была начитанна, чувствительна, умна и оказала большое влияние на сына. Детские годы Пруст провел в Париже, уезжая на каникулы в городок Иллье (в романе В поисках утраченного времени назван Комбре), недалеко от Шартра.

В возрасте девяти лет у Пруста обнаружилась астма, от которой он страдал всю жизнь; в конечном счете она стала и причиной его смерти. Болезнь, вызванная отчасти причинами психосоматического характера, часто обострялась и сопровождалась страхами, бессонницей, расстройством пищеварения и чрезмерной чувствительностью. Мать любовно выхаживала сына, и Пруст, подобно своему персонажу Марселю, с которым у него много общего, наслаждался тревогой близких и возможностью нарушать правила строгой дисциплины, установленные отцом для воспитания детей. С одиннадцати и до восемнадцати лет Марсель посещал парижский лицей Кондорсе, где добился блестящих успехов в литературе и философии. Школьные товарищи его недолюбливали за женственность и изысканные манеры. Он восторгался французскими классиками, Ж. Мишле и поэтами-парнасцами; позднее увлекся творчеством А. Франса, Ж. Э. Ренана, Ш. Бодлера и, в меньшей степени, поэтов-символистов. Он переводил небольшие работы Д. Рёскина, хотя его английский всегда оставлял желать лучшего, читал Джордж Элиот по-французски, а в последние годы стал поклонником Достоевского. Он почти ничего не знал о жизни в других странах, и совместная с матерью поездка в Венецию стала одним из немногих приключений в его жизни завзятого домоседа.

В 1890 году, исполняя желание родителей, Пруст стал слушателем парижской Школы правоведов и Института политических наук. Но сердце его принадлежало литературе, и он проводил много времени в светском обществе, где встречался с эстетами, рафинированными музыкантами и дамами, царившими в парижских салонах.

Пруст писал журнальную эссеистику и бесконфликтные рассказы. Они были опубликованы в сборнике Утехи и дни в 1896 году. Блестящие стилизации любимых и вместе с тем беспощадно пародируемых прозаиков (Бальзак, Э. и Ж.Гонкуры, Флобер и Ренан) были изданы в 1919 году под названием Подражания и прочие мелочи . Он пробовал себя в критике, превознося достоинства Бальзака и обвиняя Ш. О. Сент-Бёва в косности, из-за чего тот не мог понять своих современников. Неровный роман Жан Сантей , его ученический опыт, созданный между 1896 и 1900 годами, был опубликован в 1952 году.

Замысел и неторопливое воплощение в жизнь художественной саги Пруста относятся к годам, последовавшим за смертью его матери в 1905 году. Здоровье писателя ухудшилось - не в последнюю очередь из-за прискорбных привычек: ночами он бодрствовал, спал днем, принимал множество лекарств и постоянно жаловался на усталость, хотя продолжал непрерывно работать над романом. Немногие друзья, которых он принимал, считали его ипохондриком. Он превратился в законченного пессимиста: ему казались фальшивыми все чувства, и особенно любовь, которая неизбежно приносит разочарование, поскольку любящий идеализирует любимое существо и не способен к трезвой оценке.

Пруст сменил несколько квартир в Париже. Он жил в своей легендарной комнате с пробковыми стенами, наглухо закрытой для внешних запахов и шума. Время от времени он посещал нормандский городок Кабур (названный в романе Бальбеком) или шел полюбоваться скульптурами и архитектурой какой-нибудь старой церкви. Когда в 1912-1913 годах была завершена первая часть его по-вагнеровски огромной прозаической симфонии, он не нашел для нее издателя. Даже лучшие критики, озадаченные длинными предложениями и усложненным поэтическим стилем, не сумели принять новый взгляд на мир, требовавший новых выразительных средств. В 1913 году Прусту удалось опубликовать роман По направлению к Свану .

Когда в 1918 году появилась вторая часть Под сенью девушек в цвету настроения публики переменились. Пруст получил престижную Гонкуровскую премию, которая способствовала последующему успеху его книг. Он покончил с затворничеством, стал принимать немногих восторженных поклонников, нашел время для публикации нескольких небольших эссе, продолжая работать над разрастающимся романом. Третья часть У Германтов оказалась настолько длинной, что была издана двумя выпусками, первый вышел в 1920 году. Критики встретили роман благосклонно, однако отметили несовершенство архитектоники. Раздраженный автор дал понять, что в законченном виде пятнадцатитомный роман представит столь же выверенную конструкцию, как готический собор. В 1921 году второй том У Германтов появился одновременно с книгой, где Пруст предпринял необычайно смелую попытку фронтальной атаки на общественные предрассудки - два тома под названием Содом и Гоморра , опубликованные в 1921 и 1922 годах, составляют четвертую и пятую части романа.

На исходе лета 1922 года Пруст сильно простудился; практически отказавшись от еды, он пил холодное пиво в качестве средства против астмы. 18 ноября, ближе к вечеру, он скончался. Три части главного труда его жизни, просмотренные им лишь частично, были опубликованы посмертно: Пленница - самое глубокое изображение ревности во всей мировой литературе; Беглянка - слабейшая часть романа; и Обретенное время - эстетическое завещание Пруста, величественное и печальное откровение, проясняющее психологическую основу романа и творческое кредо автора.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности

Церковь Базилика Сакре-Кёр - достопримечательность Парижа

News image

Базилика Сакре-Кёр (фр. Basilique du Sacré Cœur, буквально «базилика Святого Сердца», то есть Сердца Христова) — католическая церковь в ...

Триумфальная арка в Париже – музей снаружи и внутри

News image

В декабре 1805 года победив в Аустерлицком сражении, Наполеон Бонапарт в честь победы своей великой армии, решил воздвигнуть Триумфальную арку (arc...

Достопримечательности Монако

News image

СТАРЫЙ ГОРОД. Весьма миниатюрный. Его узкие улочки и маленькие площа­ди раскинулись прямо перед княжеским дворцом. Сохранились двое крепост­ных аоро...

Сент-Шапель

News image

«Святая капелла» (Сент-Шапель) является частью архитектурного ансамбля Palais de la Cité, задуманного как религиозный и политический символ м...

Знаменитые французы:

Жан Оноре Фрагонар

News image

Жан Оноре Фрагонар (Fragonard) - французский живописец и гравер (1732-1806), ученик сперва Шардена, а потом Буше, и в 1752 году ...

Луиза Виже-Лебрен

News image

(1755-1842) Автопортрет с дочерью Справедливый критик назвал эту талантливую женщину «художником красоты и ее воплощения»....

Поль Сезанн

News image

В восьмидесятые годы XIX века жизнь Поля Сезанна протекала неспешно вдали от Парижа в городке Экс-ан-Прованс. Получив в 1886 год...

Ида Дюма

News image

(1811-1859) Скрупулезные биографы подсчитали: у творца «Трех мушкетеров» было 500 любовниц. Так это или нет, но в Париже врем...