Мольер |
Великие личности - Французские писатели |
Мольер (настоящее имя Жан Батист Поклен) (1622-1673) - французский драматург и актер. Он был крещен в Париже 15 января 1622; семья его принадлежала к обеспеченному торговому среднему классу. Державший обойную лавку отец Мольера в 1631 году получил должность королевского обойщика. С 1636 по 1639 год Мольер учился в иезуитском Клермонском коллеже в Париже, степень получил в Орлеане. Семья предназначала его к юридической карьере, и в 1641 году он был принят в коллегию адвокатов. В иезуитских школах было принято ставить латинские пьесы силами преподавателей и учеников. Вероятно, в школьные годы Мольер и проникся страстной любовью к театру. В 1640 году он познакомился со знаменитым итальянским мимом Тиберио Форелли, известным под прозвищем Скарамуш, и эта встреча оказалась чрезвычайно важной для его будущего актерского поприща. В следующем году он вступил в актерскую труппу и познакомился с Мадлен Бежар, 22-летней актрисой, которой оказывал покровительство герцог Моденский. Семья Мольера предприняла безуспешные попытки оторвать его от Бежаров (Мадлен и двух ее братьев), но в 1643 году он решил окончательно связать свою судьбу с театром и заключил договор с Мадлен Бежар, после чего партнеры основали Блистательный театр . Предприятие окончилось провалом, и в 1644 году Мольер за долги был заключен на несколько дней в тюрьму. В 1645 году труппа, насчитывавшая от 20 до 25 актеров, покинула столицу и отправилась в турне по провинциям, продолжавшееся 12 лет. В 1658 году труппа вернулась в Париж и поставила в Лувре пьесу Никомед для Людовика XIV. Хотя героическая комедия Корнеля не слишком понравилась королю, он нашел забавной пьесу Мольера Влюбленный доктор и стал патроном труппы. Первый успех у публики Мольер снискал в 1659 году комедией Смешные жеманницы , однако в создании постоянного театра ему пришлось столкнуться с большими трудностями. Временным пристанищем для него стал Пале-Рояль, где ныне размещается Комеди Франсез , традиционно называемый Домом Мольера . В 1661 году единственная драма Мольера Дон Гарсия Наваррский провалилась, зато оказались чрезвычайно удачными постановки Школы мужей и Докучных . 23 января 1662 был подписан брачный контракт между Мольером и Армандой Бежар, названной в документе сестрой Мадлен Бежар, с указанием возраста: около двадцати лет . Для биографов Мольера здесь кроется самая мучительная загадка. При жизни драматурга враги инкриминировали ему кровосмесительный брак с собственной незаконной дочерью, однако более обоснованным выглядит предположение, что Арманда была плодом связи Мадлен с герцогом Моденским. Супружеская жизнь Мольера была крайне несчастливой. Школа жен была поставлена в 1663 году. Это первый комедийный шедевр Мольера. Люди благочестивые усмотрели в нем покушение на принципы христианского воспитания, что послужило началом неприятностей, преследовавших драматурга до конца жизни. В следующем году появился Тартюф , самая неудобная из всех комедий Мольера, первоначально сыгранная для короля в утраченной трехактовой версии. Святоши возопили о надругательстве над религией и через могущественное Общество святых даров добились запрета пьесы; лишь после примирения Людовика XIV с церковью в 1669 году запрет был снят, после чего пьеса имела неизменный успех у публики. Очередная буря разразилась в связи с поставленным 15 февраля 1665 году Дон Жуаном , который в определенном смысле составляет пару Тартюфу : Мольер подвергает крайнюю степень неверия столь же серьезному и вдумчивому анализу, как и крайнюю степень доверчивости в пьесе-предшественнице. При этом в Дон Жуане звучат мотивы бунтарства - прежде всего в связи с фигурой главного героя. Уповая на благость природы и естественного человека, Мольер отвергал любые формы принуждения. Он стремился не только вскрыть лицемерную суть принятых норм поведения, но и разоблачить разнообразные виды фальши, искажающие представления людей и не дающие приобщиться к подлинной жизни. На сей раз враги Мольера, не довольствуясь временным запретом, предприняли все возможное, чтобы окончательно изгнать пьесу с театральных подмостков, и при жизни драматурга ее не ставили. С финансовой точки зрения не более удачен был и поставленный в 1666 году Мизантроп . От полного провала Мольера спасла спешно включенная в репертуар комедия Лекарь поневоле . Мизантропа называют самой загадочной из всех пьес Мольера. Решимость Альцеста отвергнуть претензии любого рода и обнажить подлинный смысл общественных установлений полностью совпадает с заветными целями самого драматурга. Хотя комедия начинается с фарсовой перипетии, постепенно происходит углубление темы предательства, которое не только побуждает женщину к легкой измене, но и лишает способности любить: социальный конформизм размывает подлинность человеческой природы, и доведенному до отчаяния протагонисту остается только бежать от общества в пустыню . В 1667 году Мольер написал лишь два дивертисмента , или интерлюдии , но в следующем году были поставлены три значительные пьесы: Амфитрион , Жорж Данден и Скупой . В последующие два года он сосредоточился на смешанном жанре комедий-балетов , поставив Блистательных любовников (1670), Господина де Пурсоньяка (1669) и Мещанина во дворянстве (1670). Последняя пьеса не принадлежит к числу лучших творений Мольера, однако она пользовалась наибольшей популярностью как при его жизни, так и в последующие времена. Утверждают, что Мольер уже работал над пьесой в духе Скупого , когда Людовик XIV велел ввести сцены с турецким балетом, желая поставить на место турецкого посланника, не слишком очарованного великолепием королевского двора. Доказать это невозможно, но подобное вполне могло произойти - пьесе действительно нехватает единства. Мольер включил в комедию характеров балет с очевидной целью добиться максимальной развлекательности. Балет вполне хорош, но обессмертил пьесу образ господина Журдена. Многогранность таланта Мольера подтвердили написанные в 1671 году трагедия-балет Психея ; Плутни Скапена , ознаменовавшие возврат к фарсам молодых лет; Ученые женщины - эту пьесу можно отнести к разряду серьезных комедий . Сценическая карьера драматурга завершилась трагически. В феврале 1673 года был поставлен Мнимый больной , причем Мольер исполнял главную роль. Глубокая вера в изначальную благость природы и отвращение к лицемерию , получившему в его творчестве самую широкую и разнообразную трактовку, стали причиной укоренившейся в нем ненависти к медицине, которую он превратил в постоянную мишень для нападок. Врачи представлялись ему лицемерными шарлатанами, нарушающими естественный ход вещей. Сам Мольер уже несколько лет был тяжело болен - по-видимому, туберкулезом. На четвертом представлении у него сделались судороги, и его отнесли домой, где он умер в ночь с 17 на 18 февраля. Призванный к умирающему исповедник явился уже после смерти Мольера. Приходской священник запретил хоронить его на освященной земле, и только благодаря прямому обращению вдовы к королю было позволено совершить погребальный обряд ночью, во избежание общественного скандала . |
Читайте: |
---|