Проспер Мериме |
Великие личности - Французские писатели |
Проспер Мериме (Mérimée) (1803-1870), французский писатель. Член Французской академии с 1844 года. Родился в семье художника; окончил юридический факультет Сорбонны (1823). Романтический интерес к экзотическим странам нашёл отражение в первых сочинениях Мериме - сборник пьес Театр Клары Гасуль (1825). Мериме приписал свои пьесы выдуманной испанской комедиантке. В них было немало откликов на французскую действительность, а также тонкая пародия на реакционный романтический театр с его мелодраматичностью. Сборник Гузла (1827) снова был мистификаторской имитацией, на этот раз - иллирийских народных песен. Мериме создал произведение, близкое народному творчеству, и ввёл в заблуждение Пушкина ( Песни западных славян ) и Мицкевича. В Гузле раскрывались реалистическими приёмами характеры героев, оказавшихся в конфликте с обществом. Проспера Мериме привлекали напряжённые моменты в жизни народов. Он обратился к историческому прошлому Франции в драматической хронике Жакерия (1828) и в романе Хроника царствования Карла IX (1829). В новеллах конца 1820-х годов (сборник Мозаика , 1833) Мериме снова изображает сильные и цельные характеры, которых ещё не коснулось разлагающее влияние цивилизации ( Матео Фальконе , Таманго ). Современная действительность нашла отражение в новеллах Этрусская ваза и Партия в триктрак (обе - 1830). Пустота и лицемерие буржуазного общества, власть денег с иронией и сарказмом показаны в новеллах 1830-40-х годов: Двойная ошибка , Арсена Гийо , Аббат Обен ; столкновение буржуазной морали с примитивными, но более справедливыми нравственными нормами - в Венере Илльской , Коломбе , Кармен (1845). Проза 1830-40-х годов - вершина творчества Мериме. Используя приёмы рассказа в рассказе , вставной новеллы , вводя в текст якобы найденные старые письма или неожиданные исторические и филологические экскурсы, Мериме создаёт внешне спокойное, суховатое повествование. Незаурядным мастерством отмечены научные работы Мериме - книги очерков ( Заметки о путешествии по югу Франции , 1835, и др.), исследования по архитектуре средневековья, по древнеримской истории, истории Испании, Украины, России, критические статьи. После 1848 года литературная активность Мериме пошла на убыль. В эти годы усилился интерес Проспера Мериме к русской культуре. Он сблизился с А. И. и И. С. Тургеневыми, С. А. Соболевским; в цикле статей о Гоголе, Тургеневе, Пушкине и в переводах их произведений Мериме выступил страстным пропагандистом русской литературы. Интерес к славянской тематике отразился в поздней новелле Мериме Локис (1869). На сюжеты Мериме написаны пьесы, музыкальные комедии, оперы, в том числе Кармен Бизе (1875), созданы многие фильмы. |
Читайте: |
---|