Стендаль |
Великие личности - Французские писатели |
Настоящее имя Стендаля - Мари Анри Бейль, хотя иногда он пытался присвоить себе дворянский титул, подписываясь Анри де Бейль , что вероятно, сделал бы и Жюльен Сорель. На самом деле предками Стендаля были солидные буржуа, а отец его служил в адвокатской конторе в Гренобле. Будущий писатель родился в 1783 году. Спустя семь лет умерла его мать, оставив сына на воспитание отцу (человеку черствому, суровому и мнительному) и тете Серафи, которых он ненавидел. Своим ранним образованием Стендаль обязан священникам, что явилось основной причиной его антиклерикализма. Характер будущего писателя сформировался в антагонизме с отцом и духовными наставниками: Стендаль был крайне импульсивен, самовлюблен, критичен, чувствен и недисциплинирован. Его любовь к литературе поощрял дед с материнской стороны, врач по профессии, человек с развитым художественным вкусом. Когда Стендалю было тринадцать лет, его отправили в Центральную школу в Гренобле, где он отличился в математике так, что ему прочили дальнейшее обучение на инженера в Политехнической школе в Париже. Стендаль прибыл туда в 1799 году, на следующий день после coup d'etat ( государственного переворота ), сделавшего Наполеона властелином Франции. Забыв о благоразумном намерении стать инженером, Бейль очертя голову бросился в имперскую авантюру, которая обуяла страну. Дальний родственник по имени Дарю, бывший в милости у Наполеона, ставший позднее государственным секретарем, добился для юноши церковной должности при военном штабе. Работа оказалась чересчур скучной, и на следующий год молодой Анри, которому едва исполнилось семнадцать лет, получив звание сублейтенанта, был отправлен в Италию, где в ту пору находилась французская армия. Хотя Бейль ничего не знал об этой стране, Италия стала для него второй родиной и местом действия одного из крупнейших его романов. Все здесь восхищало его: итальянская опера, музыка Чимарозы и живопись Корреджо. Он находил привлекательным итальянский темперамент, который казался ему более страстным, решительным и менее цивилизованным (с точки зрения буржуа девятнадцатого века), чем французский. Италия, в особенности Рим и Милан, так полюбились ему, что он даже предложил высечь на своем могильном камне слова: Enrico Beyle, Milanese ( Энрико Бейль, миланец ). Помимо прочего он влюблялся в итальянских женщин; с этого времени его частная жизнь - летопись главным образом любовных приключений. Последующие годы были очень деятельными. В 1806 году Стендаль вновь поступил на государственную службу, получив административный пост в Брунсвике, оккупированном в то время французами. Там он познакомился с немецким языком, вращался в хорошем обществе; ему льстило окружавшее его уважение, но в сущности он порядком скучал. В дальнейшем Бейль много путешествовал по Германии и Австрии, был послан с правительственной миссией в Вену и последовал за императором в Россию. Здесь он стал очевидцем Смоленского и Бородинского сражений, присутствовал при пожаре Москвы, найдя его с эстетической точки зрения впечатляющим. Затем с равным самообладанием отступал с французской армией в Западную Европу. Держава Наполеона рушилась, и, когда пал Париж, Бейль покинул Францию, поняв, что его карьера в высших кругах власти закончилась. Теперь страной управляли Бурбоны. Бейль вернулся к литературе, и в дальнейшем мы имеем право именовать его Стендалем - именем, которое он прославил. Его сочинения в 1820-е годы весьма многообразны. Это жизнеописания выдающихся композиторов (книги Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио , 1817; Жизнь Россини , 1824), история итальянской живописи ( История живописи в Италии , 1817), трактат о любви ( О любви , 1812), путеводитель по Риму ( Прогулки по Риму , 1829), а также различные журнальные статьи, опубликованные в Париже и Лондоне. Жизнь его во Франции, Италии и Англии зависела от случайных заработков. В результате смены правящей верхушки в 1830 году на трон был возведен монарх-буржуа Луи Филипп, перед Стендалем теперь открылась возможность вернуться на государственную службу. В том же году он был назначен консулом в Триест, где его репутация радикала не пришлась по вкусу австрийским властям. Стендаль был переведен в Чивитавеккью в папском государстве. Жалованье ему определили более скромное, чем раньше, зато до любимого Рима было подать рукой. В этой должности он оставался до конца своей жизни, хотя слабое здоровье часто вынуждало его отлучаться на длительное время. Роман Красное и черное был написан в последний год правления Карла X. К моменту выхода в свет книги в 1831 году она успела устареть, во всяком случае в отношении критики Бурбонов. В течение следующего десятилетия Стендаль написал два автобиографических произведения: Мемуары эгоиста ( Souvenirs d'Egotisme , 1832) и Жизнь Анри Брюлара ( Vie de Henri Brulard , 1835-1836); а также оставшийся незаконченным роман Люсьен Левен (1834-1835). Не желая подвергаться риску вновь лишиться консульской должности, Стендаль не решился при жизни публиковать свои сочинения. В 1839 году он опубликовал свой второй шедевр Пармская обитель - историю приключений и интриг, происходящих в Италии. После продолжительной болезни Стендаль скончался от удара в 1842 году, в Париже. Путь писателя к известности был долгим. Стендаль заявлял, что писал для немногих счастливцев , предсказывая, что слава придет к нему не ранее 1880 года. И оказался прав. Возможно, его главная неудача состояла в том, что он не вписывался ни в один из литературных стереотипов своего времени. Любовь к героическим себялюбцам вроде Наполеона отделяла его от авторов восемнадцатого века, однако он не похож ни на одного из писателей-романтиков. Стендалю недоставало эпического размаха Гюго равно сентиментальности Ламартина. Лишь когда эти фигуры сошли с литературного пьедестала, стало совершенно очевидно, в чем заключено подлинное величие Стендаля. Оно состояло в его психологическом реализме. |