Главная - Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы - Эдгар Дега

Развлечения туристу:

Магазины в Париже

News image

В Париже масса магазинов. Знакомиться с многообразием бутиков стоит начинать с восьмого административного округа Парижа. Именно тут находится знамен...

Ресторан Auguste

News image

Не очень крупный и интимный ресторанчик Auguste предназначен для истинных гурманов. Увы, но незнающим сложно найти этот ресторан в тихом переулке на...

Парк Бют-Шомон

News image

«Легендарный рай» - именно такими словами передал свое впечатление от парка Бют-Шомон (parc des Buttes-Chaumont), одного из красивейших зел...

Пляжные курорты:

Монте-Карло – игровая столица

News image

Общее впечатление от Лазурного берега Франции никогда не будет полным без посещения Монте-Карло – игорного рая небольшого княжества Монако, которое...

Роскоф

News image

Окружённый морем, старый портовый городок на севере Бретани на сегодняшний день считается одним из крупных центров талассотерапии во Франции, отпраз...



Эдгар Дега
Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы

эдгар дега

Эдгар Илер Жермен Дега (1834-1917) - французский живописец, один из самых выдающихся представителей импрессионизма.

Родился в старинной банкирской семье. В 1855 году поступает в Школу изящных искусств в Париже в класс французского художника Ламота, сумевшего воспитать в своем ученике глубокое уважение к творчеству великого французского живописца Энгра. Но в 1856 году неожиданно для всех Дега бросает учебу и уезжает на два года в Италию, где с большим интересом изучает работы великих мастеров XVI века и Раннего Возрождения. В этот период кумирами для него становятся А. Мантенья и Веронезе, одухотворенная и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма ( Зарисовки брата , 1856-1857, Лувр, Париж; Рисунок головы баронессы Беллели , 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения ( Портрет итальянской нищенки , 1857, частное собрание).

Вернувшись в Париж, Дега обращается к исторической теме, но в отличие от салонной живописи тех лет отказывается от идеализации античной жизни, изображая ее такой, какой она могла бы быть на самом деле ( Спартанские девушки вызывают на состязание юношей , 1860, Институт Варбурга и Курто, Лондон). Движения человеческих фигур на полотне лишены изысканной грации, они резки и угловаты, действие разорачивается на фоне обычного повседневного пейзажа.

В 1860-е годы, копируя старых мастеров в Лувре, Дега знакомится с Мане, с которым его сближает общее неприятие академического салонного искусства. Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин. Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин, используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы ( Мисс Лала в цирке Фернандо , 1879, Национальная галерея, Лондон).

Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство ( Оркестр Оперы , 1868-1869, Музей Орсэ, Париж; Две танцовщицы на сцене , 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон; Абсент , 1876, Музей Орсэ, Париж). Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет, изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную ( Кафешантан в Амбассадёр , 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион; Певица с перчаткой , 1878, Музей Фогт, Кембридж). Этот прием впоследствии использовал Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.

Появление фотографии дало художнику опору в поисках новых композиционных решений своих картин, но в полной мере оценить это изобретение Эдгар Дега смог только в 1872 году во время пребывания в Северной Америке. Итогом этого путешествия стал Портрет в хлопковой конторе (1873, Музей изящных искусств, По), композиция которого производит впечатление случайного репортажного снимка.

Вернувшись во Францию, Дега вновь оказывается в компании своих близких друзей: Э. Мане, Ренуара и Писсарро, но, будучи человеком замкнутым, предпочитает проводить большую часть своего времени за работой, а не за бесконечными спорами о судьбах искусства. Тем более что вскоре один из его братьев попадает в затруднительное финансовое положение, и Эдгар Дега вынужден в уплату его долгов отдать большую часть своего состояния и продать несколько своих картин.

Дега с головой уходит в работу, посещает танцевальные классы в Опере, где его беспристрастный и цепкий взгляд художника наблюдает за тяжелейшим трудом балерин.

Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни ( Танцевальный класс , 1873-1875; Танцовщица на сцене , 1878 - обе в Музее Орсэ, Париж; Танцовщицы на репетиции , 1879, МГИИ, Москва; Голубые танцовщицы , 1890, Музей Орсэ, Париж). Та же отстраненность наблюдается у Эдгара Дега и в изображении обнаженной натуры. При работе над женскими образами, по словам самого художника, его в первую очередь занимает цвет, движение и строение их тела. Поэтому ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки ( Чтение письма , 1884, Художественная галерея и музей, Глазго; Гладильщицы , Музей Орсэ, Париж). Женщины на его полотнах лишены тепла, но от этого они не становятся менее привлекательными и волнующими.

В середине 1880-х годов Дега начинает использовать пастель. Причиной этому явился прогрессирующий конъюнктивит, которым художник заболел, находясь на военной службе в качестве добровольца при осаде Парижа. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом ( После ванны , 1885, частное собрание). Эти восхитительные работы были показаны на восьмой, последней выставке импрессионистов в 1886 году.

В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Эдгар Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски, и кистью наносил ее на холст.

Одна из излюбленных тем Дега - изображение лошадей перед стартом. Для того чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований ( Скаковые лошади перед трибуной , 1869-1872; На скачках , 1877-1880 - обе в Музее Орсэ, Париж; Жокеи перед скачками , 1881, Художественный музей Барбера, Бирмингем).

В личной жизни Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым, случавшиеся с ним временами приступы гнева, как правило, были вызваны опасениями потерять свою независимость. Художник никогда не был женат и не имел детей. Потеряв зрение в 1908 году, он вынужден был отказаться от занятий живописью и последние годы провел в глубоком одиночестве.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности

Главная достопримечательность Реймса

News image

Чтобы попасть к главной достопримечательности Реймса - собору Нотр-Дам в, от ж/д вокзала нужно двигаться, придерживаясь общего направления на юго-во...

Елисейский дворец - парижская резиденция главы Французской Респуб

News image

Елисейский дворец – парижская резиденция главы Французской Республики. Рабочий въезд: с улицы Сент-Оноре (№№ 55-57), парадный въезд (только для през...

Достопримечательности Нанси

News image

В одном из зданий ансамбля находится Музей изящных ис­кусств. После реконструкции (1999) в музее значительно расши­рена экспозиция картин Делакруа, ...

Достопримечательности Меца

News image

Выйдем на ул. Фурньюр и пойдем по ней на севе­ро-запад. Через два квартала ока­жемся на центральной площади Меца. Юго-западная граница площади - рат...

Знаменитые французы:

Смерть Вольтера

News image

После многих лет скитаний по Европе в феврале 1778 года Вольтер с триумфом возвратился в Париж. Он приобрел себе особняк на улиц...

Виктор Гюго

News image

Виктор Гюго (1802-1885 гг.) родился в Бисанконе, он сын Жозефа-Леопольда-Сигисберта Гюго и Софи Требукет. Отец Гюго был офицером...

Жан Оноре Фрагонар

News image

Жан Оноре Фрагонар (Fragonard) - французский живописец и гравер (1732-1806), ученик сперва Шардена, а потом Буше, и в 1752 году ...

Камиль Писсарро

News image

Камиль Жакоб Писсарро (Pissarro) (10.7.1831, остров Сен-Тома, Вест-Индия, - 12.11