Главная - Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы - Эдгар Дега

Развлечения туристу:

Marche aux puces de St-Ouen

News image

Самый большой и известный блошиный рынок Парижа — Marche aux puces de St-Ouen — был основан в конце 19 века и считается одним из крупнейших в Европе...

Парк Бют-Шомон

News image

«Легендарный рай» - именно такими словами передал свое впечатление от парка Бют-Шомон (parc des Buttes-Chaumont), одного из красивейших зеленых угол...

Театры. Опера Бастилия

News image

Опера Бастилия (opéra Bastille, opéra de la Bastille) представляет собой зал оперы на place de la Bastille (площади Бастилии) в столиц...

Пляжные курорты:

Довиль

News image

Довиль - модный аристократический, пафосный курорт, своего рода воинствующая оппозиция Лазурному Берегу. Курорт Довиль был построен в 60-е годы XIX...

Сен-Поль-де-Ванс

News image

Из Кань-сюр-Мер по шоссе №6, из Ванса или Рокфор-ле-Пен по шоссе 0-7. Это одно из самых популярных у туристов мест на Лазурном Берегу, увекове­ченно...


Эдгар Дега
Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы

эдгар дега

Эдгар Илер Жермен Дега (1834-1917) - французский живописец, один из самых выдающихся представителей импрессионизма.

Родился в старинной банкирской семье. В 1855 году поступает в Школу изящных искусств в Париже в класс французского художника Ламота, сумевшего воспитать в своем ученике глубокое уважение к творчеству великого французского живописца Энгра. Но в 1856 году неожиданно для всех Дега бросает учебу и уезжает на два года в Италию, где с большим интересом изучает работы великих мастеров XVI века и Раннего Возрождения. В этот период кумирами для него становятся А. Мантенья и Веронезе, одухотворенная и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма ( Зарисовки брата , 1856-1857, Лувр, Париж; Рисунок головы баронессы Беллели , 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения ( Портрет итальянской нищенки , 1857, частное собрание).

Вернувшись в Париж, Дега обращается к исторической теме, но в отличие от салонной живописи тех лет отказывается от идеализации античной жизни, изображая ее такой, какой она могла бы быть на самом деле ( Спартанские девушки вызывают на состязание юношей , 1860, Институт Варбурга и Курто, Лондон). Движения человеческих фигур на полотне лишены изысканной грации, они резки и угловаты, действие разорачивается на фоне обычного повседневного пейзажа.

В 1860-е годы, копируя старых мастеров в Лувре, Дега знакомится с Мане, с которым его сближает общее неприятие академического салонного искусства. Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин. Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин, используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы ( Мисс Лала в цирке Фернандо , 1879, Национальная галерея, Лондон).

Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство ( Оркестр Оперы , 1868-1869, Музей Орсэ, Париж; Две танцовщицы на сцене , 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон; Абсент , 1876, Музей Орсэ, Париж). Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет, изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную ( Кафешантан в Амбассадёр , 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион; Певица с перчаткой , 1878, Музей Фогт, Кембридж). Этот прием впоследствии использовал Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.

Появление фотографии дало художнику опору в поисках новых композиционных решений своих картин, но в полной мере оценить это изобретение Эдгар Дега смог только в 1872 году во время пребывания в Северной Америке. Итогом этого путешествия стал Портрет в хлопковой конторе (1873, Музей изящных искусств, По), композиция которого производит впечатление случайного репортажного снимка.

Вернувшись во Францию, Дега вновь оказывается в компании своих близких друзей: Э. Мане, Ренуара и Писсарро, но, будучи человеком замкнутым, предпочитает проводить большую часть своего времени за работой, а не за бесконечными спорами о судьбах искусства. Тем более что вскоре один из его братьев попадает в затруднительное финансовое положение, и Эдгар Дега вынужден в уплату его долгов отдать большую часть своего состояния и продать несколько своих картин.

Дега с головой уходит в работу, посещает танцевальные классы в Опере, где его беспристрастный и цепкий взгляд художника наблюдает за тяжелейшим трудом балерин.

Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни ( Танцевальный класс , 1873-1875; Танцовщица на сцене , 1878 - обе в Музее Орсэ, Париж; Танцовщицы на репетиции , 1879, МГИИ, Москва; Голубые танцовщицы , 1890, Музей Орсэ, Париж). Та же отстраненность наблюдается у Эдгара Дега и в изображении обнаженной натуры. При работе над женскими образами, по словам самого художника, его в первую очередь занимает цвет, движение и строение их тела. Поэтому ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки ( Чтение письма , 1884, Художественная галерея и музей, Глазго; Гладильщицы , Музей Орсэ, Париж). Женщины на его полотнах лишены тепла, но от этого они не становятся менее привлекательными и волнующими.

В середине 1880-х годов Дега начинает использовать пастель. Причиной этому явился прогрессирующий конъюнктивит, которым художник заболел, находясь на военной службе в качестве добровольца при осаде Парижа. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом ( После ванны , 1885, частное собрание). Эти восхитительные работы были показаны на восьмой, последней выставке импрессионистов в 1886 году.

В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Эдгар Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски, и кистью наносил ее на холст.

Одна из излюбленных тем Дега - изображение лошадей перед стартом. Для того чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований ( Скаковые лошади перед трибуной , 1869-1872; На скачках , 1877-1880 - обе в Музее Орсэ, Париж; Жокеи перед скачками , 1881, Художественный музей Барбера, Бирмингем).

В личной жизни Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым, случавшиеся с ним временами приступы гнева, как правило, были вызваны опасениями потерять свою независимость. Художник никогда не был женат и не имел детей. Потеряв зрение в 1908 году, он вынужден был отказаться от занятий живописью и последние годы провел в глубоком одиночестве.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности

Триумфальная арка в Париже – музей снаружи и внутри

News image

В декабре 1805 года победив в Аустерлицком сражении, Наполеон Бонапарт в честь победы своей великой армии, решил воздвигнуть Триумфальную арку (arc...

Достопримечательности Сен-Поль-де-Ванса

News image

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ Любопытный музей, в котором можно увидеть исторические сцены с восковы­ми персонажами, одетыми в костюмы эпохи. Здесь же инт...

Церковь Базилика Сакре-Кёр - достопримечательность Парижа

News image

Базилика Сакре-Кёр (фр. Basilique du Sacré Cœur, буквально «базилика Святого Сердца», то есть Сердца Христова) — католическая церковь в ...

Площадь Согласия (короля Людовика ХV, Революции)

News image

Последнее своё название она получила в знак примирения сословий, после того, как закончился революционный террор в 1795 году. Это одно из самых восх...

Знаменитые французы:

Как Клод Моне помог родиться импрессионизму

News image

Кем мог стать сын бакалейщика из Парижа, если он родился в середине XIX века? Вероятнее всего, Клода Оскара Моне, который появил...

Пьер Пюже

News image

Пьер Пюже (Puget) (крещен 16.10.1620, Марсель, - 2.12

Альфонс Доде

News image

Луи Мари Альфонс Доде (Daudet) (13 мая 1840, Ним - 16 декабря 1897, Париж), французский писатель. Удачливый провинциал. После...

Жан Поль Сартр

News image

Жан-Пол Шарль Эмар Сартр (21 июня 1905 г. - 15 апреля 1980 г.), обычно известный просто как Жан – Поль Сартр (Jean-Paul Sartre),...