Главная - Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы - Эдуар Мане

Развлечения туристу:

Сады и парки Парижа

News image

Зеленые парковые зоны в европейских столицах считаются дорогой роскошью, но французы известны всему миру как ценители комфорта и красоты – даже их м...

Ресторан Le Chardenoux

News image

Еще в 1908-м году ресторан Le Chardenoux распахнул свои двери для посетителей. Ресторан Le Chardenoux является подлинным бистро Парижа, у которого е...

Парижские рестораны и кафе

News image

Кафе являются парижскими достопримечательностями, воспетые многими поколениями поэтов, писателей, мировыми художниками. Творчество большинства из ни...

Пляжные курорты:

Акула на Лазурном берегу оказалась дельфином

News image

Напомним, что во Франции на Лазурном берегу в пригороде Ниццы Кань-сюр-Мер накануне среди отдыхающих царила паника по поводу появления в прибрежных ...

Довиль

News image

Довиль - модный аристократический, пафосный курорт, своего рода воинствующая оппозиция Лазурному Берегу. Курорт Довиль был построен в 60-е годы XIX...



Эдуар Мане
Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы

эдуар мане

Эдуар Мане (Manet) (23 января 1832, Париж - 30 апреля 1883, там же), французский художник.

Годы учения.

Родился в семье крупных чиновников. Рисовать начал еще в коллеже. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. В 1848 году отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро. В начале 1850 года вместе со своим другом по гимназии А. Прустом (в будущем - автор воспоминаний о Мане) учится в Школе изящных искусств в Париже у Т. Кутюра, известного мэтра салонного и академического искусства, прославившегося картиной Римляне эпохи упадка (1847, Лувр). В отличие от многих своих современников-новаторов, надолго не задерживавшихся в мастерских профессоров, Мане провел у Кутюра шесть лет, усваивая навыки четкого рисунка и его моделировки цветом, законы композиционного построения. Мане много путешествует, посещает Нидерланды, Австрию, Италию, а позже Германию, Испанию и Англию. Как и в собраниях Лувра, его везде интересуют секреты живописи старых мастеров, преимущественно Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, а среди новых - Делакруа. Часто он делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. Уничтожив работы, исполненные в мастерской Кутюра, он решает начать работать самостоятельно, выставляется в парижском Салоне.

Мане и Бодлер. Испанская тема.

Первое значительное произведение - картина Любитель абсента (1858-1859, Ну Карлсберг, Глиптотека, Копенгаген), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца - наследник романтических бродяг; сюжет картины мог быть инспирирован влиянием Шарля Бодлера, с которым художник познакомился в это время. В традициях старых мастеров исполнен и Портрет родителей (1860, частное собрание, Париж), выполненный как жанровая картина; Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга, изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение. Одновременно художник разрабатывает испанскую тему. Так, он создает Лолу из Валенсии (1862, Музей д'Орсе, Париж) - портрет испанской артистки на фоне театральных кулис, сокровище с розово-черным мерцанием (Бодлер). К испанскому циклу относятся также Гитарерро (Метрополитен-музей) и Викторина Меран в костюме эспады (там же). Увлечение испанской темой заметно ослабевает после поездки в Испанию в 1865 году. Картина Музыка в Тюильри (1860, Национальная галерея, Лондон) - образ нарядно одетой толпы в оболочке бытового жанра.

Завтрак на траве и Олимпия .

В 1863 году Мане пишет картину Завтрак на траве (Музей д'Орсе, Париж), которая под названием Купание была выставлена в скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, не принятые официальным жюри. Разрушая традиционные каноны бытовой живописи, в частности, отказываясь от четкой сюжетной мотивировки, Мане воспользовался иконографическими мотивами картин Концерт Тициана (в 19 веке приписывался Джорджоне), Паломничество на остров Киферу Ватто и Девушки на берегу Сены Курбе, а для построения композиции - гравюрой Раймонди с рисунка Рафаэля Суд Париса . В том же году Мане пишет Олимпию (Музей д'Орсе, Париж). В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в Завтраке на траве , это Викторина Меран; в ногах женщины помещена черная кошка - бодлеровский символ из Цветов зла ), напоминающем во многом традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы нового времени - черты марионетки и фетиша. К примерам чистой живописи относится Флейтист (1866, Музей д'Орсе, Париж). В 1860-е годы создаются Самоубийца (частное собрание), Пейзаж с катафалком (Метрополитен-музей), Христос и ангелы (там же), Мертвый тореро (Национальная галерея, Вашингтон) и др. Картина Бой Кирседжа и Алабамы (1864, Музей искусств, Филадельфия) представляет морское сражение двух американских кораблей армии северян и южан, близ Шербура. В 1867 году Мане строит собственный павильон на всемирной выставке в Париже, для которой он создает не без влияния Гойи картину Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро , повествующую о бесславной кончине ставленника Наполеона III на мексиканский престол.

Сближение с Золя, Моне и импрессионистами.

После смерти Бодлера художник сближается с Эмилем Золя, пишет его портрет. В картине Балкон (1868, Музей д'Орсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. В 1874 году - в год первой выставки импрессионистов, Мане едет в малую столицу импрессионизма - Аржантей, где работают Клод Моне и Огюст Ренуар. Его увлекают возможности пленэрной живописи, мазок в его картинах становится более дробным, способным чутко улавливать и передавать нюансы изменчивой жизни природы. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина Аржантей (1874, Музей изящных искусств, Турне). В Нана (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя; определенная новеллистичность ощутима и в картине У папаши Латюйль (Музей изящных искусств, Турне).

Поздние произведения.

В парных композициях начала 1880-х годов Весна. Портрет Демарси (Метрополитен-музей) и Осень. Портрет Лоран (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль. В Осени мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции В лодке (1874, Метрополитен-музей), - сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами. В связи с намечающимся возрождением техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, Портрет Ирмы Бруннер , около 1882 года, Музей д'Орсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений. Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина Бар Фоли-Бержер (1881-1882, Институт Курто, Лондон). Скучающая барменша на фоне огромного зеркала, в котором отражается зал с посетителями и полуфигура пытающегося с ней заговорить клиента, кажется одинокой среди великолепия разноцветных бутылок с яркими наклейками и с цветной фольгой на горлышках, цветов в бокале и фруктов в хрустальной вазе. Тема выключенности человека из среды и тут остается главной. Непосредственными ученицами Мане являлись Б. Моризо, Е. Гозалес и М. Кэссет, однако он оказал значительное влияние на всю группу художников-импрессионистов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности

Аббатство Сен-Дени

News image

Древнее королевское аббатство Сен-Дени на протяжении веков оставалось центром политической, духовной и артистической истории Франции. Это аббатство-...

Достопримечательности Меца

News image

Выйдем на ул. Фурньюр и пойдем по ней на севе­ро-запад. Через два квартала ока­жемся на центральной площади Меца. Юго-западная граница площади - рат...

Елисейский дворец - парижская резиденция главы Французской Респуб

News image

Елисейский дворец – парижская резиденция главы Французской Республики. Рабочий въезд: с улицы Сент-Оноре (№№ 55-57), парадный въезд (только для през...

Консьержери

News image

Это суровое, величественное здание на берегах Сены относиться ко времени Филиппа Красивого, то есть к концу XIII - началу XIV вв. Название его про...

Знаменитые французы:

Луиза Виже-Лебрен

News image

(1755-1842) Автопортрет с дочерью Справедливый критик назвал эту талантливую женщину «художником красоты и ее воплощения»....

Франсуаза Саган

News image

Франсуаза Саган (Francoise Sagan) (21 июня, 1935 г. - 24 сентября 2004 г.), настоящее ее имя – Франсуаза Куарез (Francoise Quoir...

Камиль Писсарро

News image

Камиль Жакоб Писсарро (Pissarro) (10.7.1831, остров Сен-Тома, Вест-Индия, - 12.11

Жан Оноре Фрагонар

News image

Жан Оноре Фрагонар (Fragonard) - французский живописец и гравер (1732-1806), ученик сперва Шардена, а потом Буше, и в 1752 году ...