Главная - Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы - Эдуар Мане

Развлечения туристу:

Galeries Lafayette (Галерея Лафайет)

News image

Адрес: 40, boulevard Haussmann (посмотреть на Google Maps) Метро: Chaussée d’Antin La Fayette или Opéra RER: Auber либо Eole Время р...

Ресторан Alain Ducasse

News image

В мире не очень много разных ресторанов при разных гостиницах, которые одновременно обеспечивают высокое качество сервиса. В 2006-м году признанный ...

Сады и парки Парижа

News image

Зеленые парковые зоны в европейских столицах считаются дорогой роскошью, но французы известны всему миру как ценители комфорта и красоты – даже их м...

Пляжные курорты:

Ла-Рошель

News image

Центр Ла-Рошели - Старый порт - гавань, окру­женная кварталами Старого го­рода. Его северная граница - ул. Гаргулло, со­единяющая пл. Вер­ден и пл

Валлорис (31 км от Ниццы)

News image

Городок, находящийся в 2 км от моря, необычайно живописно расположен посреди цитрусовых рощ. Валлорис – центр гончарного мастерства Лазурного бере...



Эдуар Мане
Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы

эдуар мане

Эдуар Мане (Manet) (23 января 1832, Париж - 30 апреля 1883, там же), французский художник.

Годы учения.

Родился в семье крупных чиновников. Рисовать начал еще в коллеже. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. В 1848 году отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро. В начале 1850 года вместе со своим другом по гимназии А. Прустом (в будущем - автор воспоминаний о Мане) учится в Школе изящных искусств в Париже у Т. Кутюра, известного мэтра салонного и академического искусства, прославившегося картиной Римляне эпохи упадка (1847, Лувр). В отличие от многих своих современников-новаторов, надолго не задерживавшихся в мастерских профессоров, Мане провел у Кутюра шесть лет, усваивая навыки четкого рисунка и его моделировки цветом, законы композиционного построения. Мане много путешествует, посещает Нидерланды, Австрию, Италию, а позже Германию, Испанию и Англию. Как и в собраниях Лувра, его везде интересуют секреты живописи старых мастеров, преимущественно Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, а среди новых - Делакруа. Часто он делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. Уничтожив работы, исполненные в мастерской Кутюра, он решает начать работать самостоятельно, выставляется в парижском Салоне.

Мане и Бодлер. Испанская тема.

Первое значительное произведение - картина Любитель абсента (1858-1859, Ну Карлсберг, Глиптотека, Копенгаген), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца - наследник романтических бродяг; сюжет картины мог быть инспирирован влиянием Шарля Бодлера, с которым художник познакомился в это время. В традициях старых мастеров исполнен и Портрет родителей (1860, частное собрание, Париж), выполненный как жанровая картина; Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга, изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение. Одновременно художник разрабатывает испанскую тему. Так, он создает Лолу из Валенсии (1862, Музей д'Орсе, Париж) - портрет испанской артистки на фоне театральных кулис, сокровище с розово-черным мерцанием (Бодлер). К испанскому циклу относятся также Гитарерро (Метрополитен-музей) и Викторина Меран в костюме эспады (там же). Увлечение испанской темой заметно ослабевает после поездки в Испанию в 1865 году. Картина Музыка в Тюильри (1860, Национальная галерея, Лондон) - образ нарядно одетой толпы в оболочке бытового жанра.

Завтрак на траве и Олимпия .

В 1863 году Мане пишет картину Завтрак на траве (Музей д'Орсе, Париж), которая под названием Купание была выставлена в скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, не принятые официальным жюри. Разрушая традиционные каноны бытовой живописи, в частности, отказываясь от четкой сюжетной мотивировки, Мане воспользовался иконографическими мотивами картин Концерт Тициана (в 19 веке приписывался Джорджоне), Паломничество на остров Киферу Ватто и Девушки на берегу Сены Курбе, а для построения композиции - гравюрой Раймонди с рисунка Рафаэля Суд Париса . В том же году Мане пишет Олимпию (Музей д'Орсе, Париж). В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в Завтраке на траве , это Викторина Меран; в ногах женщины помещена черная кошка - бодлеровский символ из Цветов зла ), напоминающем во многом традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы нового времени - черты марионетки и фетиша. К примерам чистой живописи относится Флейтист (1866, Музей д'Орсе, Париж). В 1860-е годы создаются Самоубийца (частное собрание), Пейзаж с катафалком (Метрополитен-музей), Христос и ангелы (там же), Мертвый тореро (Национальная галерея, Вашингтон) и др. Картина Бой Кирседжа и Алабамы (1864, Музей искусств, Филадельфия) представляет морское сражение двух американских кораблей армии северян и южан, близ Шербура. В 1867 году Мане строит собственный павильон на всемирной выставке в Париже, для которой он создает не без влияния Гойи картину Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро , повествующую о бесславной кончине ставленника Наполеона III на мексиканский престол.

Сближение с Золя, Моне и импрессионистами.

После смерти Бодлера художник сближается с Эмилем Золя, пишет его портрет. В картине Балкон (1868, Музей д'Орсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. В 1874 году - в год первой выставки импрессионистов, Мане едет в малую столицу импрессионизма - Аржантей, где работают Клод Моне и Огюст Ренуар. Его увлекают возможности пленэрной живописи, мазок в его картинах становится более дробным, способным чутко улавливать и передавать нюансы изменчивой жизни природы. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина Аржантей (1874, Музей изящных искусств, Турне). В Нана (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя; определенная новеллистичность ощутима и в картине У папаши Латюйль (Музей изящных искусств, Турне).

Поздние произведения.

В парных композициях начала 1880-х годов Весна. Портрет Демарси (Метрополитен-музей) и Осень. Портрет Лоран (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль. В Осени мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции В лодке (1874, Метрополитен-музей), - сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами. В связи с намечающимся возрождением техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, Портрет Ирмы Бруннер , около 1882 года, Музей д'Орсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений. Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина Бар Фоли-Бержер (1881-1882, Институт Курто, Лондон). Скучающая барменша на фоне огромного зеркала, в котором отражается зал с посетителями и полуфигура пытающегося с ней заговорить клиента, кажется одинокой среди великолепия разноцветных бутылок с яркими наклейками и с цветной фольгой на горлышках, цветов в бокале и фруктов в хрустальной вазе. Тема выключенности человека из среды и тут остается главной. Непосредственными ученицами Мане являлись Б. Моризо, Е. Гозалес и М. Кэссет, однако он оказал значительное влияние на всю группу художников-импрессионистов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности

Люксембургский сад и дворец

News image

Люксембургский сад, примыкающий к южной части Латинского квартала, занимает территорию в 23 га. Нынешняя планировка сада формировалась в течение нес...

Достопримечательности Бордо

News image

В не­скольких кварталах от площади находится Музей декоративно­го искусства. В экспо­зиции фаянс, фарфор, мебель и предметы декоративно-приклад­ного...

Дом Инвалидов Париж

News image

История этого грандиозного сооружения началась в 1670 году, когда король Франции Людовик XIV издал указ о начале строительства Дома Инвалидов или по...

Старейший парк Тюильри (Tuileries) в Париже

News image

Старейший парк мира, самый большой парк Франции, один из красивейших парков планеты, чья планировка до сих пор служит примером для всех парковых диз...

Знаменитые французы:

Жорж Сименон (Georges Simenon)

News image

(1903-1989), французский писатель. Член Бельгийской королевской академии (с 1952 года). Главным героем его наиболее известных ро...

Жан Оноре Фрагонар

News image

Жан Оноре Фрагонар (Fragonard) - французский живописец и гравер (1732-1806), ученик сперва Шардена, а потом Буше, и в 1752 году ...

Луи Жак Манде Дагер

News image

Луи Жак Манде Дагер (Louis-Jacques-Mand Daguerre) (1787-1851), французский художник и физик. Родился 18 ноября 1787 году в Корме...

Жозеф Гильотен

News image

271 год назад 28 мая родился Жозеф Гильон, человек чьим именем названа гильотина. По иронии судьбы, сам Гильотен был прот...