Главная - Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы - Эжен Эммануэль Виолле-де-Люк

Развлечения туристу:

Кафе Georges

News image

В кафе Georges стоит побывать в вечернее время, когда только начнет смеркаться, а музей уже закроют. Придется подняться на пол-этажа вверх на шикарн...

Парижские рестораны и кафе

News image

Кафе являются парижскими достопримечательностями, воспетые многими поколениями поэтов, писателей, мировыми художниками. Творчество большинства из ни...

Кабаре Парижа. Мулен Руж

News image

Moulin Rouge («Мулен Руж», означает «Красная мельница») является классическим Парижским кабаре, что было создано в 1889-м году. Оно одно из достопри...

Пляжные курорты:

Грасс

News image

Грасс (Grasse) — общепризнанная мировая столица парфюмерии. Этот прекрасный городок и его окрестности производят большую часть душистых масел, котор...

Сен-Рафаэль

News image

Общая информация На полпути между Каннами и Сен-Тропе на средиземноморском побережье у подножия горного массива Эстерель (Massif de l’Esté...


Эжен Эммануэль Виолле-де-Люк
Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы

эжен эммануэль виолле-де-люк

Годы жизни: 1814-1879 гг.

Основная информация:
выдающийся архитектор, историк, археолог, реставратор, инженер, декоратор, художник. Реставрировал ряд французских готических соборов, укрепления Каркассонна, замок Пьерфон и др. В своих историко-теоретических трудах ( Толковый словарь французской архитектуры , Беседы об архитектуре и др.) Виолле-ле-Дюк стремился выявить общие закономерности архитектуры, своеобразие её национальных школ, природу средневекового искусства, конструктивные достижения готического зодчества, изучение которых стимулировало развитие каркасных конструкций. Творчество Виолле-ле-Дюка оставило яркий след в развитии европейской науки и просвещения XIX в. и не утратило своей притягательности и в наши дни. И сегодня актуальны его произведения, посвященные практике и теории строительного дела, архитектуре, быту и обычаям Средневековья.

Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк родился в семье высокопоставленного чиновника в Париже 27 января 1814 г. В 1830 г. он закончил Бурбонский коллеж, получив степень бакалавра. Продолжив свое образование в мастерской известного парижского архитектора Ашиля Леклера, он увлекся средневековой архитектурой. В 1836-1837 гг. в целях самообразования путешествовал по Франции и Италии. При этом он обмерил и зарисовал множество памятников, казавшихся ему примечательными. Выставка накопленной графики обратила внимание художественного мира на молодого архитектора. Его заметил знаменитый писатель Проспер Мериме, в ту пору генеральный инспектор Комиссии исторических памятников Франции. В 1840 г. Мериме поручил Виолле-ле-Дюку реставрировать церковь Мадлен в Везле, которой грозило обрушение, тогда же он был приглашен восстанавливать часовню Сен-Шапель в Париже.
__В 1844 г. вместе с Жаном-Батистом Лассю (1807-1857) победил в конкурсе на право реставрации собора Парижской Богоматери, и они получили этот заказ. Эта работа (1845 - 1864) была высоко оценена, и в 1846 г. Виолле-ле-Дюк получил должность архитектора аббатства Сен-Дени близ Парижа, где им была, в частности, пересмотрена атрибуция надгробий.
__Судьба благоприятствовала начинающему архитектору, он сразу соприкоснулся с шедеврами и, практически не имея серьезных конкурентов, выступил первооткрывателем новых тогда методов реставрации старинных зданий. Эта работа стала делом всей его жизни. В 1846 г. ему доверяют воссоздание базилики аббатства Сен-Дени близ Парижа, а в 1849 г. - Амьенский собор. Далее будут крепостные стены Каркассона, замки Пьерфон, Куси, церкви в Пуасси, Каркассоне, Семюре, Лане, Шалоне-на-Марне, архиепископский дворец в Нарбонне, ратуша в Сен-Антонене, ворота Сент-Андре в городе Отене. Если к этому добавить расширение одной старой и строительство в разных городах трех новых церквей, возведение частных домов в Париже, изготовление рисунков витражей и мебели, то размах свершений архитектора, с учетом того, что воссоздание некоторых построек растягивалось до 22-23 лет, кажется поразительным, точнее сказать, невероятным. Кроме того, Виолле-ле-Дюк находил время писать книги и статьи по истории архитектуры, будь то частные дома, храмы или крепостные сооружения, сочинения по старинному оружию, быту, убранству старинных построек, технике строительства. При этом он широко использовал материалы музеев, архивов, библиотек, своих путешествий и наблюдений. Им, что в то время было большим новшеством, применена методика точного археологического описания архитектурных деталей и старинных вещей с их обмерами и строго документальными рисунками. Эти последние оказались настолько тщательными и подробными, что их во множестве воспроизводят и в современных изданиях.
__ Главнейшими трудами Виолле-ле-Дюка являются (названия сочинений даны в переводе с французского): 10-томный Толковый словарь французской архитектуры XI-XVI вв. (1854-1868 гг., здесь и далее годы изданий), 6-томный Толковый словарь французской утвари с времен Каролингов до эпохи Возрождения (1858-1875), Беседы об архитектуре в двух томах (1863-1872). Кроме этого им же написаны ряд популярных сочинений: Про - гулка художников по Парижу и его окрестностям (1897), История человеческого жилища с доисторических времен до наших дней (1875), История одного рисовальщика (1879) и другие, не говоря уже о громадном количестве статей, опубликованных этим автором в различных журналах.
__Продолжая безостановочно вести реставрационные работы, он в 1853 г. становится генеральным инспектором епархиальных строений Франции. Ему было подчинено 80 построек в 27 епархиях. Через 11лет в 1874 г. он был объявлен вольнодумцем, вызвал нарекания духовенства и вынужден был подать в отставку. В 1864 г.Виолле-ле-Дюк назначается профессором истории искусства и эстетики в Школу изящных искусств в Париже, безуспешно пытается провести в ней реформу и через год оттуда уходит. Началась франко-прусская война, и он вновь в гуще событий, на этот раз военных. Пригодилось знание древней фортификации. В 1870 г. Виолле-ле-Дюк участвует в обороне Парижа в качестве подполковника-инженера, ему поручают строительство укреплений.
__В 70-х годах XIX в. ввязывается в политическую борьбу. В 1874 г. по списку республиканцев его избирают в муниципальный совет Парижа. Активность мэтра не иссякает. В последние годы он завершает свой Толковый словарь французской утвари , а также Историю человеческого жилища , занимается географическими изысканиями, составив карту горного массива Монблан, публикует ряд популярных и просветительских книг. Смерть настигает его 17 сентября 1879 г. в Лозанне, где шло восстановление городского собора. Не стало человека, слава которого перешагнула границы Франции.
__В Англии, Италии, Голландии, Бельгии, Португалии, Австрии, США Виолле-ле-Дюка избрали почетным членом различных обществ и академий. Среди удостоивших его наград, главными из которых были ордена кавалера, офицера и командора Почетного легиона, оказался и русский орден Станислава II степени со звездой.
__По своим художественным взглядам Виолле-ле-Дюк примыкал к направлению французского романтизма. С годами его взгляды менялись в сторону признания, правда, критического, иных стилей и перемен в искусстве. В его оценках и высказываниях отсутствует догматизм. Он высоко ценил готическую архитектуру, однако не ниже оценивал постройки античного мира. Сооружения эпохи Средневековья привлекали архитектора, потому что в них он видел отчетливое функциональное предназначение, которое выражалось наиболее открыто, просто и демократично. Находя опору своим исканиям в Средневековье, Виолле-ле-Дюк старину, однако, не идеализировал и осуждал механическое заимствование форм старой архитектуры. Изучение прошлого необходимо, - писал он, - но при условии, чтобы из него выводились скорее принципы, а не формы . Архитектор выступал против ложноклассического направления в архитектуре и грубой безвкусной роскоши, насаждавшейся правящими кругами. Он, может быть, излишне увлеченно, осуждал моду на эклектику, но при этом не был ретроградом, разрабатывая применение в строительстве новых материалов и новых конструкций. Некоторые его проекты предвосхитили появление стиля модерн, а затем и конструктивизма. Примирение науки и искусства, инженера и архитектора, союз и единство искусства, архитектура, освобожденная от влияния политики - таковы были цели, провозглашенные этим истинным реформатором и критиком XIX в. Подводя итоги своим раздумьям, Виолле-ле-Дюк проникновенно писал в своих Беседах по архитектуре : Искусство имеет свое детство, подающее надежды на блестящее развитие в будущем; оно имеет и свою старость, всегда напоминающую о том, чем оно было в прошлом; истинно варварским оно становится только тогда, когда оно унижается, изменяя своим принципам или извращая их... когда оно, не отражая более нравов народа, становится лишним, превращается в предмет праздного любопытства или роскоши .
__ Творчество Виолле-ле-Дюка, особенно методы реставрации, вызывает разноречивые оценки. Следует пояснить позицию самого архитектора, который отстаивал принцип полного сохранения реставрируемого объекта. В 1858 г. он писал: Реставрировать здание не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать; это значит - восстанавливать его завершенное состояние, какого оно могло и не иметь никогда до настоящего времени . Этот тезис предполагает несколько условий: во-первых, восстановление памятника базируется на предварительно проведенных археологических и иных исследованиях; во-вторых, следует обеспечить долговечность сооружения; в-третьих, использование здания в современных целях возможно, если это не требует его искажений; в-четвертых, следует сохранить все прежние изменения и перестройки, кроме тех, что ухудшают прочность строения. Такой подход к реставрации привел к тому, что воссозданные Виолле-ле-Дюком постройки действительно выглядели законченными и достаточно однородными.
__В дальнейшем методические установки архитектора были оспорены - реставраторы в ряде случаев отказались во что бы то ни стало придавать старинным сооружениям завершенное состояние . Действительно, не все утраченные части здания можно достоверно восстановить. Эксперты, однако, сошлись на том, что, несмотря на лишние детали и дополнения, серьезных концептуальных и археологических ошибок Виолле-ле-Дюк сумел избежать. Он проводил главную работу своей жизни так внимательно, как и анализировал культуру эпохи Средневековья - вдумчиво, с уважением к фактам и, что немаловажно, с определенной осторожностью и сдержанностью.
__Труды Виолле-ле-Дюка показательны в отношении его общественной позиции. Он выступал не только как специалист, преодолевший барьер между наукой и практикой, но и как патриот Франции и одновременно всей Европы, защитник мирового культурного наследия, как человек, отстаивавший высокие нравственные принципы гуманизма и просвещения. Если бы не вмешательство Виолле-ле-Дюка, к настоящему времени было бы потеряно много ценнейших памятников прошлого. Архитектор спасал скульптуру, приводил в порядок руины, казалось, самых безнадежных зданий, укреплял их стены и своды, ставил на прежние места упавшие украшения и архитектурные детали. По его чертежам мы получаем понятие о сооружениях, которые были разрушены в войнах XX столетия. Таким, например, оказался замок Куси, находящийся в 24 км от г.Лана (Лаона). Он был воздвигнут в 1225-1230 гг. как укрепленная феодальная резиденция, обнесен стеной с четырьмя круглыми башнями по углам. Пятая жилая башня - донжон, была величайшей в мире: составляла 31 м в диаметре и 60 м высоты. Эта крепость была перестроена и расширена около 1400 г. герцогом Людовиком Орлеанским, братом короля Карла VI. Перед донжоном возник укрепленный двор, площадь которого втрое превышала площадь прежнего сооружения. В XVIII в. замок был разрушен. В 1856-1866 гг. Виолле-ле-Дюку удалось спасти то, что еще сохранилось. В марте 1917 г. германские войска, отступая, взорвали реставрированное сооружение. Этот вандализм объяснили тем, что донжон стал якобы опасным как наблюдательный пункт. Документация по замку, созданная Виолле-ле-Дюком, - ныне лучшее, что дает представление о погибшем шедевре европейской средневековой архитектуры.
__Основные реставрационные и строительные работы: 1840-1859 Реставрация церкви Мадлен в Везле. 1842-1849 Реставрация церкви Сен-Пер-су-Везле. 1843-1846 Реставрация церкви в Коссаде. 1843-1850 Реставрация дворца архиепископа в Нарбонне. 1844-1854 Реставрация церкви в Семюре-ан-Оксуаз. 1845-1851 Реставрация церкви в Беллуа, департамент Валь д-Уаз. 1845-1867 Реставрация церкви Сен-Назер в Каркассоне. 1845-1850 Реставрация церкви в Монреале, департамент Ионна. 1845-1864 Реставрация собора Парижской Богоматери. 1845-1848 Реставрация ратуши Сент-Антонена. 1845-1848 Реставрация северного портала церкви Сен-Тибо, департамент Кот д-Ор. 1845-1858 Реставрация церкви в Симорре, департамент Жер. 1846-1869 Реставрация церкви Пуасси. 1847-1849 Реставрация ворот Сент-Андре в Отене. 1850-1859 Реставрация Амьенского собора. 1852-1879 Реставрация старой части Каркассона. 1854-1859 Строительство церкви Сен-Жимер в Каркассоне. 1855-1865 Реставрация Синодального дворца в Сансе. 1856-1866 Реставрация замка Куси. 1857-1869 Реставрация собора Сен-Мишель в Каркассоне. 1858-1870 Реставрация замка Пьерфон. 1860-1877 Реставрация церкви Сен-Сернен в Тулузе. 1861-1865 Строительство церкви в Сен-Айян-сюр-Толон, департамент Ионна. 1861-1873 Реставрация Реймсского собора. 1862-1865 Возведение в Аяччо памятника Наполеону I и его братьям. 1862-1879 Расширение собора в Клермон-Ферране. 1862-1876 Реставрация церкви в О. 1864-1866 Строительство церкви Сен-Дени д-Эстре.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности

Достопримечательности Руана

News image

Любой школьник знает, как выглядит Руанский собор. В свое время здание стало объектом вдохновения великого импресси­ониста Клода Моне, создавшего се...

Монмартр (Montmartre)

News image

Монмартр - название 130-метрового холма на севере Парижа и древнеримского поселения. В 1860 район стал частью города, дав название 18-му муниципальн...

Парк Астерикс

News image

Астерикс – самый галльский из всех парков аттракционов, построенный благодаря удивительной популярности персонажей известных французских комиксов и ...

Достопримечательности Меца

News image

Выйдем на ул. Фурньюр и пойдем по ней на севе­ро-запад. Через два квартала ока­жемся на центральной площади Меца. Юго-западная граница площади - рат...

Знаменитые французы:

Как Клод Моне помог родиться импрессионизму

News image

Кем мог стать сын бакалейщика из Парижа, если он родился в середине XIX века? Вероятнее всего, Клода Оскара Моне, который появил...

Пьер Пюже

News image

Пьер Пюже (Puget) (крещен 16.10.1620, Марсель, - 2.12

Морис Дрюон

News image

Известный французский писатель, классик, который продолжает творить и в наши дни. Родился он в Париже 23 апреля 1918 года, в сем...

Франсуаза Саган

News image

(1935-2004) Мировую славу Франсуазе Саган принесла ее первая книга – роман «Здравствуй, грусть» (1954). Такого ошеломительног...