1832 – 1923
Основная информация:
французский инженер, специалист по проектированию стальных конструкций. Завоевал небывалую популярность после постройки в Париже к выставке 1889 года металлической башни, принадлежащей к замечательнейшим техническим сооружениям XIX века и названной в его честь.
Александр Густав Эйфель родился 15 декабря 1832 года во французском городе Дижон. Уже с детства Эйфель отличался жаждой к знаниям. Считается, что во многом этому поспособствовали два его дяди, занимающиеся химией – Мишель Перьер и Жан-Батист Болеро. Именно вместе с ними молодой Александр познавал азы физики, химии, математики, философии, французского и истории. После окончания школы, посоветовавшись с учеными родственниками, Эйфель для начала решает поступить в престижный Парижский политехнический университет. Но вскоре, повинуясь зову сердца, будущий инженер изменяет решение, и в итоге сдает экзамены в Центральную школу гражданских инженеров. Не удивительно, что специальностью Эйфеля стала химия. Первое место работы Александра Эйфеля было связано с железной дорогой. Молодой инженер помогал в строительстве путей во Франции в самых разных местах (в основном на юге страны). Надо сказать, что он сразу же стал выделяться на фоне других сотрудников и быстро пошел вверх. Однако Эйфеля не привлекала эта работа, и в 1964 году он открывает свое дело. Один инженерный успех Эйфеля начинает следовать за другим. Он участвует в разработке железнодорожного моста в Португалии. Этот мост в итоге простоит целых 114 лет до реконструкции (он располагался над рекой Дора). Особенно Эйфелю удавались виадуки. Один из них – де Гараби, который Эйфель завершил в 1885 году стал самым высоким мостом во Франции того времени. Его высота составляла 122 метра. При более чем полукилометровой длине. Знаменитый мост через Бордо – тоже дело рук Эйфеля. Но не одними мостами славился французский инженер. Им было возведено множество вокзалов по всей Европе. Так, он построил ряд таких сооружений во Франции, Будапеште и Сантьяго. Кроме того, Эйфель был одним из тех, кто работал над металлическим каркасом для знаменитой статуи Свободы – символа США и демократии (а что, не утрирую, так и есть). В Италии инженера запомнили благодаря работе над вращающимся куполом обсерватории в городе Ница. Этот проект был особенно интересным, так как сам купол весил около 100 000 килограмм. Но благодаря конструкции Эйфеля мог приходить в движении при помощи усилий всего лишь одного человека. Но все эти проекты не повлияли на известность инженера.
__ Главным делом его жизни должна была стать железная башня в центре Парижа. Эйфелева башня (фр. la tour Eiffel) — самая узнаваемая архитектурная достопримечательность Парижа, всемирно известная как символ Франции. Сам конструктор называл её просто 300-метровой башней (tour de 300 metres). Башня является самой посещаемой достопримечательностью мира. Этот символ Парижа задумывался как временное сооружение — башня служила входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. От планировавшегося сноса (через 20 лет после выставки) башню спасли радиоантенны, установленные на её самом верху, — это была эпоха внедрения радио. Возведённая башня потрясала дерзким решением своей формы. Эйфель был жестоко раскритикован за проект и одновременно обвинен в попытке создания нечто артистического и нехудожественного. Вес металлической конструкции — 7 300 тонн (полный вес 10 100 тонн). Фундамент выведен из бетонных массивов. Нижний этаж представляет собой пирамиду, образуемую 4 колоннами, соединяющимися на высоте 57,63 м арочным сводом; на своде находится первая платформа Эйфелевой башни. Платформа представляет собой квадрат (65 м в поперечнике). На этой платформе поднимается вторая пирамида-башня, образуемая также 4 колоннами, соединяющимися сводом, на котором находятся (на высоте 115,73 м) вторая платформа (квадрат в 30 м в поперечнике). Четыре колонны, возвышающиеся на второй платформе, пирамидально сближаясь и постепенно переплетаясь, образуют колоссальную пирамидальную колонну (190 м), несущую на себе третью платформу (на высоте 276,13 м), также квадратной формы (16,5 м в поперечнике); на ней высится маяк с куполом, над которым на высоте 300 м находится площадка (1,4 м в поперечнике). На башню ведут лестницы (1792 ступени) и лифты. На первой платформе были возведены залы ресторана; на второй платформе помещались резервуары с водой для гидравлической подъёмной машины (лифта) и ресторан в стеклянной галерее. На третьей платформе размещались астрономическая и метеорологическая обсерватории и физический кабинет. Свет маяка был виден на расстоянии 10 км.
__Густав Эйфель также разработал Ла Руш в Париже, подобно Эйфелевой Башне ставший достопримечательностью города. Эта округлая трехэтажная структура, которая выглядит, как огромный улей, была создана для временного использования в качестве винной ротонды на Великой Выставке 1900 года. Эйфель также был автором проекта виадука Гараби, железнодорожного моста около руин эн Маржерид в области Канталь. Репутация Эйфеля немного пострадала от финансовых скандалов вокруг Фердинанда де Лессепса и предпринимателей, участвовавших в проекте французского Панамского канала. Эйфель никак не был связан с финансами проекта, поэтому позже его дело было закрыто.
__Александр Густав Эйфель умер 27 декабря 1923 года в своем особняке на Рю Рабле в Париже. Его похоронили на кладбище Леваллуа-Перре.
|