Главная - Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы - Клод Никола Леду

Развлечения туристу:

Как себя вести во французском ресторане

News image

Если вам захотелось посетить ресторан во Франции, то стоит для начала выбрать подходящее по вкусу и финансам заведение. Во Франции есть очень много ...

Универмаги Парижа

News image

Если имеется желание как можно скорее все приобрести и долго не блуждать по разнообразным кварталам, стоит направиться в универсальные парижские маг...

Парижские рестораны и кафе

News image

Кафе являются парижскими достопримечательностями, воспетые многими поколениями поэтов, писателей, мировыми художниками. Творчество большинства из ни...

Пляжные курорты:

Аркашон

News image

Бухта Аркашон очертаниями напоминает равнобедренный треугольник, который своим за­падным «углом» соединяется с Атлантическим океаном. Ширина пролива...

Ла-Боль

News image

По своему географическому положению, курорт Ла Боль является бриллиантом Берега Любви (так называют Бретань, самую романтическую провинцию Франции...



Клод Никола Леду
Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы

клод никола леду

Годы жизни: 1736–1806

Основная информация:
французский архитектор и теоретик искусства, один из основоположников стиля ампир. Автор множества построек в Париже и его окрестностях. В 1780-е гг. обратился к «говорящей архитектуре». В 1784—89 гг. возвел вокруг Парижа пояс из сорока шести таможенных застав (сохранились только четыре). В своих работах Леду использовал строгие стереометрические формы. В проекте города Шо (с 1771 г., осуществлен частично) развил идею ренессансного идеального города, впервые задумав единый комплекс жилых, производственных и административных зданий. Написал книгу «Архитектура, рассматриваемая с точки зрения искусства, морали и законодательства» (издана в 1804 г.), в которой далеко опередил свое время, предвосхитив ряд идей современной архитектуры.

__Родился в Дорман-сюр-Марн (Шампань, северо-восточная Франция) 21 марта 1736. Приехав в Париж (1750-е годы), сперва изучал искусство гравюры, затем занимался в архитектурной школе Ж.-Ф.Блонделя (испытав особое влияние последнего) и работал в бюро зодчего Л.-Ф.Труара.
__Став модным архитектором парижской знати, в 1771 получил звания «королевского комиссара» и «инспектора соляных приисков Франш-Конте» (на востоке Франции, в бассейне Соны), а в 1773 – звание «королевского архитектора». Работы Леду, из которых сохранились лишь немногие (парижский отель – т.е. особняк – Ольвиль, перестройка 1764–1766; замок Бенювиль в Нормандии, 1768–1777; постройки для мадам дю Барри – павильон в Лувесьенне, 1770–1772, и Пти-Шато в Обонне, 1772–1773), способствовали утверждению неоклассицизма или «стиля Людовика XVI». Исторически значителен театр в Безансоне (1771–1773); заменив здесь традиционные ярусы и ложи более «демократическим» внутренним амфитеатром, Леду дополнительно зафиксировал эту идею в сюрреальной гравюре с театральным залом, вписанным в человеческий глаз.
__Однако главным руслом его стилистического новаторства явились работы, развернувшиеся с 1774 при соляных приисках Шо (Франш-Конте), и в еще большей степени – связанные с ними проекты. Леду задумал выстроить в Шо идеальный город, различные функции которого выражались бы не только в полукруглой структуре плана (сосредоточенного вокруг завода и в то же время рассчитанного на оптимальное удовлетворение всех внеиндустриальных потребностей рабочих), но и в самой форме главных зданий, поражающих своим стереометрическим лаконизмом. Так, «Дом садовника» принял форму шара, поставленного прямо на землю, а «Дом смотрителя источников» – полого цилиндра, сквозь который протекал бы горный поток. Наряду с домами «братства», «добродетели» и «воспитания» был предусмотрен и «общественный лупанарий», дом терпимости (в виде фаллоса по своему плану). Замысел Леду предвосхитил как градостроительные начинания Р.Оуэна и других утопистов, так и позднейшее авангардно-функционалистское зодчество с его геометризованными формами, поэтому Леду часто называют «первым мастером современной архитектуры». Строительство в Шо (1774–1779) прервалось в связи с финансовыми трудностями, затем Французская революция сделала его и вовсе невозможным; наиболее же экстравагантные здания остались лишь на бумаге.
__Примером более практичной реализации принципов ампира – в значительной мере упрощающих формы прежнего классицизма, но с другой стороны максимально усиливающих их градостроительную, социально-организующую роль – стали «парижские ворота» Леду, таможенные заставы, которые призваны были опоясать всю столицу. Их было выстроено пятьдесят (1785–1789), но сохранились лишь четыре; остальные были разрушены в числе прочих «символов тирании» (наиболее известна застава Вийет с ее монументальной ротондой). Подобно осуществленным постройкам Шо, они впечатляют своей суровой мощью. В 1793–1794 Леду был заключен в тюрьму вместе с жирондистами, но освобожден при Термидоре.
__ Поздние годы посвятил теоретическим комментариям к своим утопическим проектам, издав первый их том под заглавием Архитектура с позиций искусства, нравов и законодательства (1804; второй том вышел посмертно, в 1847). Здесь пропагандировал принципы красноречивого по формам, «говорящего» зодчества, активно способствующего совершенствованию общества.
__ Умер Леду в Париже 19 ноября 1806.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности

Достопримечательности Арля

News image

Арена Арля, как и арена Нима, построена в конце I в. н.э. в правление Адриа­на

Остров Сите

News image

Остров Сите – «начало всех начал», колыбель французской столицы. Еще в III веке до нашей эры на острове Сены обитало кельтское племя паризиев. Приме...

Достопримечательности Труа

News image

Если пройти один квартал на восток, повернуть на юг, чтобы по ул. Пальо-де-Монтабер, тоже застроенной фахвер­ковыми домами, вернуться в Ста­рый гор...

Шартрский собор

News image

Старинный французский город Шартр, административный центр департамента Эр-и-Луар, находится в 90 километрах к юго-западу от Парижа. История города в...

Знаменитые французы:

Мария-Антуанетта Австрийская

News image

(1755-1793) Когда впервые Мария-Антония, одиннадцатая дочь австрийского императора Франца I, приехала во Францию, весь двор и...

Анри де Тулуз-Лотрек

News image

Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec) (1864–1901), французский живописец, рисовальщик, литограф. Анри Мари Раймон де ...

Жан Оноре Фрагонар

News image

Жан Оноре Фрагонар (Fragonard) - французский живописец и гравер (1732-1806), ученик сперва Шардена, а потом Буше, и в 1752 году ...

Каролина Отеро

News image

Каролина Отеро, или Прекрасная Отеро (фр. Caroline Otero, La Belle Otero, собственно исп. Agustina Otero Iglesias, 4 ноября 1868...