Главная - Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы - Никола Франсуа Жилле

Развлечения туристу:

Магазины в Париже

News image

В Париже масса магазинов. Знакомиться с многообразием бутиков стоит начинать с восьмого административного округа Парижа. Именно тут находится знамен...

Сад Тюильри

News image

Ландшафтная архитектура XVII века известна, прежде всего, правильностью форм и строгостью геометрии. Такое развитие паркового искусства было будто б...

Как себя вести во французском ресторане

News image

Если вам захотелось посетить ресторан во Франции, то стоит для начала выбрать подходящее по вкусу и финансам заведение. Во Франции есть очень много ...

Пляжные курорты:

Акула на Лазурном берегу оказалась дельфином

News image

Напомним, что во Франции на Лазурном берегу в пригороде Ниццы Кань-сюр-Мер накануне среди отдыхающих царила паника по поводу появления в прибрежных ...

Респектабельные Канны

News image

Еще в начале девятнадцатого века Канны были небольшой рыбацкой деревушкой. А затем город начал стремительно развиваться как лечебный курорт. Аристок...



Никола Франсуа Жилле
Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы

никола франсуа жилле

Никола Франсуа Жилле родился 2 марта 1709 года в Меце, маленьком городке на севере Франции. Факты его биографии очень скудны. Известно, что художественное образование он получил в парижской Королевской Академии живописи и скульптуры, где учился у скульптора-декоратора Л. С. Адана. В 1746 году в качестве стипендиата Академии Жилле был направлен в Рим. Шесть лет он совершенствовал свое мастерство, изучая классические древности Италии. В 1753 году по возвращении в Париж он был причислен к Академии.

В 1755 году Жилле впервые выставил в Салоне гипсовую модель статуи Парис, держащий яблоко , а через два года за перевод ее в мрамор был удостоен звания академика.

Эта первая известная работа Жилле теперь находится в собрании Лувра. Она представляет собой обнаженного юношу, в непринужденной позе облокотившегося на ствол дерева. В правой руке он держит яблоко раздора , ставшее поводом для ссоры трех греческих богинь - Афины, Геры и Афродиты и последовавшей затем греко-троянской войны. Выбор мастером сюжета из Илиады Гомера является свидетельством начавшегося в 1750-е годы широкого увлечения греческим искусством. Трактовка фигуры Париса хотя и говорит об изучении античных памятников, но в целом больше тяготеет к современной французской традиции - искусству рококо. Прежде всего это выражается в характере постановки модели, лишенной классической фронтальности и строгости силуэта, создаваемого изящными линиями.

Известно, что во Франции в эти годы Жилле изваял несколько скульптурных портретов, работал над украшением зданий, садов и парков. Он создал монументальные парковые группы Зефир и Флора , Вертумн и Помона , Аврора , тематически тяготеющие к декоративной скульптуре первой половины 18 столетия.

Вскоре после получения звания академика Жилле был принят на службу в Санкт-Петербургскую Академию художеств. В Россию его пригласил граф Иван Шувалов, немало способствовавший привлечению художественных сил в недавно организованную Академию.

С февраля 1758 по 1777 год он преподавал скульптуру в Академии художеств. Сначала Жилле вел уроки рисования с моделей, учил лепке из глины и копированию. В 1760 году он вместе с Дювели основал натурный класс, в 1764-1766 годах возглавлял класс орнаментальной скульптуры. Тогда же мастер был утвержден вторым членом в академическом Совете и профессором скульптуры. В 1766 году он исполнял обязанности директора Академии, а через год стал ее адъюнкт-ректором. Работа в Академии занимала большую часть времени, но Жилле продолжал создавать и собственные произведения.

Известно, что в 1760 году вместе с мастером-резчиком И. Ф. Дункером он выполнял резные украшения для некоторых залов Зимнего дворца. В 1761 году совместно с архитектором Баллен-Деламотом делал эскизы надгробия Петра I для Петропавловского собора в Петербурге. Первые не сохранились, последнее не было осуществлено. В 1763 году Жилле работал по заказу Сената над украшением фронтонов колокольни Троице-Сергиевой лавры. Он должен был выполнить портреты Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II и цесаревича Павла. Медальоны предполагалось исполнить в бронзе с позолотой и украсить чеканкой. Модели были выполнены в натуральную величину из бронзы и алебастра. Но Жилле не удалось реализовать свои проекты, так как Д. Ухтомский сообщил в Московский департамент Сената, что подобную работу в Москве могут выполнить с меньшими затратами, чем по смете, представленной Академией.

Жилле часто возглавлял коллективные работы, в которых участвовали лучшие ученики его класса. Часто эти работы исполнялись по моделям, предложенным самим скульптором. Он был известен как мастер небольших декоративных скульптур, которые значатся в каталоге собрания И. И. Шувалова 1773 года, где упомянуты эскизы трудов Жилета . Среди них модель статуи императора Петра Великого с Минервою гипсовая и выбронзированная на круглом пьедестале гипсовом же раскрашенном наподобие мармора... , модель надгробного монумента в память императора Петра Великого леплена из воску и выбронзированная , а также бюст Екатерины II, который, вероятно, был выполнен, как и предыдущие, из хрупкого материала, возможно гипса, и тонирован под мрамор с позолоченной резьбой. Трудно предположить, что эти работы сохранились. Отсутствие или малое число работ, выполненных в дорогих материалах - бронзе и мраморе, - свидетельствует о том, что в России у Жилле не было богатых заказчиков и покровителей.

Известны также его работы на мифологические темы. В Екатерининском дворце-музее хранится небольшая статуя Амур со стрелами , исполненная в 1770 году в мраморе. Он создал также статую Зима в виде молодой полуобнаженной женщины, греющейся у костра. Есть упоминания о принадлежащих ему группах Дидона на костре и Умирающий Геракл , которые могли быть им выполнены как парные декоративные композиции. В Павловском дворце хранятся четыре мраморные вазы Жилле.

Круг тем и жанров Жилле типичен для мастеров рокайльной скульптуры Франции середины 18 столетия.

В России Жилле работал и как портретист. К числу его работ относятся посмертный портрет Павла I, бронзовые бюсты Екатерины II и великого князя Павла Петровича. Интересно, что им был задуман проект памятника Екатерине II для Твери, но не был осуществлен, как и большинство его монументальных замыслов. В бюсте цесаревича Павла он сумел передать резвость мальчика и его характерную манеру запрокидывать голову. В 1759 году он выполнил мраморный бюст графа Петра Шувалова, а в 1760 - гипсовый бюст своего покровителя президента Академии И. И. Шувалова. Портреты отличаются декоративной манерой исполнения, свойственной стилю рококо, - лица идеализированы, отсутствует острота характеристик.

Славу Жилле в России составили не его скульптурные произведения, а педагогическая деятельность. Основным достоинством Жилле-педагога было внимательное и чуткое отношение к своим ученикам. Он придавал огромное значение занятиям в натурном классе, хотя начинал обучение с изучения декоративной скульптуры и лишь затем переходил к натуре. В изображении тела он приучал видеть конкретно наблюденную форму, выражать ее глубоко индивидуальный характер. Известно, что в качестве натуры он ставил своим ученикам живого петуха и овощи. Обладая педагогическим даром, Жилле, силой обстоятельств попав в положение единственного преподавателя скульптуры в молодой, только что созданной Академии художеств, стал заметной фигурой в этот ранний период ее существования. Но он быстро утратил роль ведущего педагога по возвращении из пенсионерской поездки своих учеников - молодых русских скульпторов Шубина, М. Козловского, Ф. Щедрина, Ф. Гордеева, И. Прокофьева, И. Мартоса. Русская скульптурная школа встала вровень с западными. Может быть, ощутив появление новых сил и не будучи в состоянии с ними соперничать, Жилле ушел в отставку. В 1779 году он получил пенсию и уехал в Париж, где, скорее всего, уже не работал. Умер скульптор 7 февраля 1791 года в Париже.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности

Сент-Шапель

News image

«Святая капелла» (Сент-Шапель) является частью архитектурного ансамбля Palais de la Cité, задуманного как религиозный и политический символ м...

Достопримечательности Антиба

News image

СТАРЫЙ ГОРОД . Улочки старого Антиба, расположенные вокруг замка (похо­же на город в городе), сохраняют очарование давно прошедших времен. Поч­ти...

Достопримечательности Марселя

News image

Старый порт и прилегающая территория Порт, пожалуй, самое живо­писное место Марселя. С набережной отходят катера к замку Иф. Современный порт...

Кабаре Мулен-Руж

News image

Самое известное в мире кабаре с 1889 года. Славящееся во всем мире своим Френч Канканом, увековеченном Тулуз-Лотреком, кабаре Мулен Руж всегда пред...

Знаменитые французы:

Ромен Роллан

News image

Знаменитый французский литератор и драматург, причисленный к сонму великих. Его невероятно талантливые произведения отмечены, в ...

Каролина Отеро

News image

Каролина Отеро, или Прекрасная Отеро (фр. Caroline Otero, La Belle Otero, собственно исп. Agustina Otero Iglesias, 4 ноября 1868...

Жорж Сименон (Georges Simenon)

News image

(1903-1989), французский писатель. Член Бельгийской королевской академии (с 1952 года). Главным героем его наиболее известных ро...

Анри де Тулуз-Лотрек

News image

Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec) (1864–1901), французский живописец, рисовальщик, литограф. Анри Мари Раймон де ...