Главная - Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы - Никола Франсуа Жилле

Развлечения туристу:

Театр. Комеди Франсэз

News image

Комеди Франсэз один единственный репертуарный Французский театр, который финансируется от правительства. Он находится в центре города, в первом адми...

Парк Монсури

News image

Роскошь изумрудных лужаек, похожих на мягкие ковры, уют и безмятежная гладь романтического озера, мощь столетних деревьев, под сенью которых можно у...

Кафе Le Café du Cinéma

News image

Cinema du Pantheon является не только одним из самых старых парижских кинотеатров, который был построен еще в 1907-м году и где показывали на англий...

Пляжные курорты:

Респектабельные Канны

News image

Еще в начале девятнадцатого века Канны были небольшой рыбацкой деревушкой. А затем город начал стремительно развиваться как лечебный курорт. Аристок...

Грасс

News image

Грасс (Grasse) — общепризнанная мировая столица парфюмерии. Этот прекрасный городок и его окрестности производят большую часть душистых масел, котор...



Никола Франсуа Жилле
Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы

никола франсуа жилле

Никола Франсуа Жилле родился 2 марта 1709 года в Меце, маленьком городке на севере Франции. Факты его биографии очень скудны. Известно, что художественное образование он получил в парижской Королевской Академии живописи и скульптуры, где учился у скульптора-декоратора Л. С. Адана. В 1746 году в качестве стипендиата Академии Жилле был направлен в Рим. Шесть лет он совершенствовал свое мастерство, изучая классические древности Италии. В 1753 году по возвращении в Париж он был причислен к Академии.

В 1755 году Жилле впервые выставил в Салоне гипсовую модель статуи Парис, держащий яблоко , а через два года за перевод ее в мрамор был удостоен звания академика.

Эта первая известная работа Жилле теперь находится в собрании Лувра. Она представляет собой обнаженного юношу, в непринужденной позе облокотившегося на ствол дерева. В правой руке он держит яблоко раздора , ставшее поводом для ссоры трех греческих богинь - Афины, Геры и Афродиты и последовавшей затем греко-троянской войны. Выбор мастером сюжета из Илиады Гомера является свидетельством начавшегося в 1750-е годы широкого увлечения греческим искусством. Трактовка фигуры Париса хотя и говорит об изучении античных памятников, но в целом больше тяготеет к современной французской традиции - искусству рококо. Прежде всего это выражается в характере постановки модели, лишенной классической фронтальности и строгости силуэта, создаваемого изящными линиями.

Известно, что во Франции в эти годы Жилле изваял несколько скульптурных портретов, работал над украшением зданий, садов и парков. Он создал монументальные парковые группы Зефир и Флора , Вертумн и Помона , Аврора , тематически тяготеющие к декоративной скульптуре первой половины 18 столетия.

Вскоре после получения звания академика Жилле был принят на службу в Санкт-Петербургскую Академию художеств. В Россию его пригласил граф Иван Шувалов, немало способствовавший привлечению художественных сил в недавно организованную Академию.

С февраля 1758 по 1777 год он преподавал скульптуру в Академии художеств. Сначала Жилле вел уроки рисования с моделей, учил лепке из глины и копированию. В 1760 году он вместе с Дювели основал натурный класс, в 1764-1766 годах возглавлял класс орнаментальной скульптуры. Тогда же мастер был утвержден вторым членом в академическом Совете и профессором скульптуры. В 1766 году он исполнял обязанности директора Академии, а через год стал ее адъюнкт-ректором. Работа в Академии занимала большую часть времени, но Жилле продолжал создавать и собственные произведения.

Известно, что в 1760 году вместе с мастером-резчиком И. Ф. Дункером он выполнял резные украшения для некоторых залов Зимнего дворца. В 1761 году совместно с архитектором Баллен-Деламотом делал эскизы надгробия Петра I для Петропавловского собора в Петербурге. Первые не сохранились, последнее не было осуществлено. В 1763 году Жилле работал по заказу Сената над украшением фронтонов колокольни Троице-Сергиевой лавры. Он должен был выполнить портреты Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II и цесаревича Павла. Медальоны предполагалось исполнить в бронзе с позолотой и украсить чеканкой. Модели были выполнены в натуральную величину из бронзы и алебастра. Но Жилле не удалось реализовать свои проекты, так как Д. Ухтомский сообщил в Московский департамент Сената, что подобную работу в Москве могут выполнить с меньшими затратами, чем по смете, представленной Академией.

Жилле часто возглавлял коллективные работы, в которых участвовали лучшие ученики его класса. Часто эти работы исполнялись по моделям, предложенным самим скульптором. Он был известен как мастер небольших декоративных скульптур, которые значатся в каталоге собрания И. И. Шувалова 1773 года, где упомянуты эскизы трудов Жилета . Среди них модель статуи императора Петра Великого с Минервою гипсовая и выбронзированная на круглом пьедестале гипсовом же раскрашенном наподобие мармора... , модель надгробного монумента в память императора Петра Великого леплена из воску и выбронзированная , а также бюст Екатерины II, который, вероятно, был выполнен, как и предыдущие, из хрупкого материала, возможно гипса, и тонирован под мрамор с позолоченной резьбой. Трудно предположить, что эти работы сохранились. Отсутствие или малое число работ, выполненных в дорогих материалах - бронзе и мраморе, - свидетельствует о том, что в России у Жилле не было богатых заказчиков и покровителей.

Известны также его работы на мифологические темы. В Екатерининском дворце-музее хранится небольшая статуя Амур со стрелами , исполненная в 1770 году в мраморе. Он создал также статую Зима в виде молодой полуобнаженной женщины, греющейся у костра. Есть упоминания о принадлежащих ему группах Дидона на костре и Умирающий Геракл , которые могли быть им выполнены как парные декоративные композиции. В Павловском дворце хранятся четыре мраморные вазы Жилле.

Круг тем и жанров Жилле типичен для мастеров рокайльной скульптуры Франции середины 18 столетия.

В России Жилле работал и как портретист. К числу его работ относятся посмертный портрет Павла I, бронзовые бюсты Екатерины II и великого князя Павла Петровича. Интересно, что им был задуман проект памятника Екатерине II для Твери, но не был осуществлен, как и большинство его монументальных замыслов. В бюсте цесаревича Павла он сумел передать резвость мальчика и его характерную манеру запрокидывать голову. В 1759 году он выполнил мраморный бюст графа Петра Шувалова, а в 1760 - гипсовый бюст своего покровителя президента Академии И. И. Шувалова. Портреты отличаются декоративной манерой исполнения, свойственной стилю рококо, - лица идеализированы, отсутствует острота характеристик.

Славу Жилле в России составили не его скульптурные произведения, а педагогическая деятельность. Основным достоинством Жилле-педагога было внимательное и чуткое отношение к своим ученикам. Он придавал огромное значение занятиям в натурном классе, хотя начинал обучение с изучения декоративной скульптуры и лишь затем переходил к натуре. В изображении тела он приучал видеть конкретно наблюденную форму, выражать ее глубоко индивидуальный характер. Известно, что в качестве натуры он ставил своим ученикам живого петуха и овощи. Обладая педагогическим даром, Жилле, силой обстоятельств попав в положение единственного преподавателя скульптуры в молодой, только что созданной Академии художеств, стал заметной фигурой в этот ранний период ее существования. Но он быстро утратил роль ведущего педагога по возвращении из пенсионерской поездки своих учеников - молодых русских скульпторов Шубина, М. Козловского, Ф. Щедрина, Ф. Гордеева, И. Прокофьева, И. Мартоса. Русская скульптурная школа встала вровень с западными. Может быть, ощутив появление новых сил и не будучи в состоянии с ними соперничать, Жилле ушел в отставку. В 1779 году он получил пенсию и уехал в Париж, где, скорее всего, уже не работал. Умер скульптор 7 февраля 1791 года в Париже.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности

Самые интересные места для свиданий во Франции

News image

Париж – придворные интриги Лувра Роскошный вечер, плавно перетекающий в бархатную ночь, можно провести в самом центре Парижа. На летней площадке ...

Диснейленд в Париже

News image

Парижский Диснейленд – это целый мир чудес и развлечений. Это огромный комплекс, в который входят Disneyland Park и Walt Disney Studios Park, семь о...

Лувр – одна из главных достопримечательностей Парижа и всей Франц

News image

Лувр - это не только архитектурный памятник, как дворец французских королей, но и один из самых известных музеев мира. В нем собрана богатейшая колл...

Достопримечательности Марселя

News image

Старый порт и прилегающая территория Порт, пожалуй, самое живо­писное место Марселя. С набережной отходят катера к замку Иф. Современный порт...

Знаменитые французы:

Николя Саркози

News image

Родился: 28 января 1955 г. в Париже 1983-2002гг.: Мэр города Нейи-сюр-Сен, Франция Май 2007 г.: Избран президентом Франции...

Франсуаза Саган

News image

(1935-2004) Мировую славу Франсуазе Саган принесла ее первая книга – роман «Здравствуй, грусть» (1954). Такого ошеломительног...

Смерть Вольтера

News image

После многих лет скитаний по Европе в феврале 1778 года Вольтер с триумфом возвратился в Париж. Он приобрел себе особняк на улиц...

Как Клод Моне помог родиться импрессионизму

News image

Кем мог стать сын бакалейщика из Парижа, если он родился в середине XIX века? Вероятнее всего, Клода Оскара Моне, который появил...