Главная - Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы - Никола Франсуа Жилле

Развлечения туристу:

Кабаре. Чёрная кошка

News image

«Чёрный кот» (Le Chat Noir) одно из именитых заведений Монмартра. Открыл его художник Rodolphe Salis (Родольф Салис) восемнадцатого ноября 1881-го г...

Ресторан La Société

News image

Парижских ресторанов стало больше. Ресторан La Société является одним из составляющих империи акул стильного парижского ресторанного б...

Galeries Lafayette (Галерея Лафайет)

News image

Адрес: 40, boulevard Haussmann (посмотреть на Google Maps) Метро: Chaussée d’Antin La Fayette или Opéra RER: Auber либо Eole Время р...

Пляжные курорты:

Довиль

News image

Довиль - модный аристократический, пафосный курорт, своего рода воинствующая оппозиция Лазурному Берегу. Курорт Довиль был построен в 60-е годы XIX...

Мандельё

News image

Общая информация Зеленый, желтый, голубой — три цвета-символа Мандельё (Мандельё-ля-Напуль). Зеленый — цвет площадок для гольфа, желтый — цветов ...



Никола Франсуа Жилле
Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы

никола франсуа жилле

Никола Франсуа Жилле родился 2 марта 1709 года в Меце, маленьком городке на севере Франции. Факты его биографии очень скудны. Известно, что художественное образование он получил в парижской Королевской Академии живописи и скульптуры, где учился у скульптора-декоратора Л. С. Адана. В 1746 году в качестве стипендиата Академии Жилле был направлен в Рим. Шесть лет он совершенствовал свое мастерство, изучая классические древности Италии. В 1753 году по возвращении в Париж он был причислен к Академии.

В 1755 году Жилле впервые выставил в Салоне гипсовую модель статуи Парис, держащий яблоко , а через два года за перевод ее в мрамор был удостоен звания академика.

Эта первая известная работа Жилле теперь находится в собрании Лувра. Она представляет собой обнаженного юношу, в непринужденной позе облокотившегося на ствол дерева. В правой руке он держит яблоко раздора , ставшее поводом для ссоры трех греческих богинь - Афины, Геры и Афродиты и последовавшей затем греко-троянской войны. Выбор мастером сюжета из Илиады Гомера является свидетельством начавшегося в 1750-е годы широкого увлечения греческим искусством. Трактовка фигуры Париса хотя и говорит об изучении античных памятников, но в целом больше тяготеет к современной французской традиции - искусству рококо. Прежде всего это выражается в характере постановки модели, лишенной классической фронтальности и строгости силуэта, создаваемого изящными линиями.

Известно, что во Франции в эти годы Жилле изваял несколько скульптурных портретов, работал над украшением зданий, садов и парков. Он создал монументальные парковые группы Зефир и Флора , Вертумн и Помона , Аврора , тематически тяготеющие к декоративной скульптуре первой половины 18 столетия.

Вскоре после получения звания академика Жилле был принят на службу в Санкт-Петербургскую Академию художеств. В Россию его пригласил граф Иван Шувалов, немало способствовавший привлечению художественных сил в недавно организованную Академию.

С февраля 1758 по 1777 год он преподавал скульптуру в Академии художеств. Сначала Жилле вел уроки рисования с моделей, учил лепке из глины и копированию. В 1760 году он вместе с Дювели основал натурный класс, в 1764-1766 годах возглавлял класс орнаментальной скульптуры. Тогда же мастер был утвержден вторым членом в академическом Совете и профессором скульптуры. В 1766 году он исполнял обязанности директора Академии, а через год стал ее адъюнкт-ректором. Работа в Академии занимала большую часть времени, но Жилле продолжал создавать и собственные произведения.

Известно, что в 1760 году вместе с мастером-резчиком И. Ф. Дункером он выполнял резные украшения для некоторых залов Зимнего дворца. В 1761 году совместно с архитектором Баллен-Деламотом делал эскизы надгробия Петра I для Петропавловского собора в Петербурге. Первые не сохранились, последнее не было осуществлено. В 1763 году Жилле работал по заказу Сената над украшением фронтонов колокольни Троице-Сергиевой лавры. Он должен был выполнить портреты Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II и цесаревича Павла. Медальоны предполагалось исполнить в бронзе с позолотой и украсить чеканкой. Модели были выполнены в натуральную величину из бронзы и алебастра. Но Жилле не удалось реализовать свои проекты, так как Д. Ухтомский сообщил в Московский департамент Сената, что подобную работу в Москве могут выполнить с меньшими затратами, чем по смете, представленной Академией.

Жилле часто возглавлял коллективные работы, в которых участвовали лучшие ученики его класса. Часто эти работы исполнялись по моделям, предложенным самим скульптором. Он был известен как мастер небольших декоративных скульптур, которые значатся в каталоге собрания И. И. Шувалова 1773 года, где упомянуты эскизы трудов Жилета . Среди них модель статуи императора Петра Великого с Минервою гипсовая и выбронзированная на круглом пьедестале гипсовом же раскрашенном наподобие мармора... , модель надгробного монумента в память императора Петра Великого леплена из воску и выбронзированная , а также бюст Екатерины II, который, вероятно, был выполнен, как и предыдущие, из хрупкого материала, возможно гипса, и тонирован под мрамор с позолоченной резьбой. Трудно предположить, что эти работы сохранились. Отсутствие или малое число работ, выполненных в дорогих материалах - бронзе и мраморе, - свидетельствует о том, что в России у Жилле не было богатых заказчиков и покровителей.

Известны также его работы на мифологические темы. В Екатерининском дворце-музее хранится небольшая статуя Амур со стрелами , исполненная в 1770 году в мраморе. Он создал также статую Зима в виде молодой полуобнаженной женщины, греющейся у костра. Есть упоминания о принадлежащих ему группах Дидона на костре и Умирающий Геракл , которые могли быть им выполнены как парные декоративные композиции. В Павловском дворце хранятся четыре мраморные вазы Жилле.

Круг тем и жанров Жилле типичен для мастеров рокайльной скульптуры Франции середины 18 столетия.

В России Жилле работал и как портретист. К числу его работ относятся посмертный портрет Павла I, бронзовые бюсты Екатерины II и великого князя Павла Петровича. Интересно, что им был задуман проект памятника Екатерине II для Твери, но не был осуществлен, как и большинство его монументальных замыслов. В бюсте цесаревича Павла он сумел передать резвость мальчика и его характерную манеру запрокидывать голову. В 1759 году он выполнил мраморный бюст графа Петра Шувалова, а в 1760 - гипсовый бюст своего покровителя президента Академии И. И. Шувалова. Портреты отличаются декоративной манерой исполнения, свойственной стилю рококо, - лица идеализированы, отсутствует острота характеристик.

Славу Жилле в России составили не его скульптурные произведения, а педагогическая деятельность. Основным достоинством Жилле-педагога было внимательное и чуткое отношение к своим ученикам. Он придавал огромное значение занятиям в натурном классе, хотя начинал обучение с изучения декоративной скульптуры и лишь затем переходил к натуре. В изображении тела он приучал видеть конкретно наблюденную форму, выражать ее глубоко индивидуальный характер. Известно, что в качестве натуры он ставил своим ученикам живого петуха и овощи. Обладая педагогическим даром, Жилле, силой обстоятельств попав в положение единственного преподавателя скульптуры в молодой, только что созданной Академии художеств, стал заметной фигурой в этот ранний период ее существования. Но он быстро утратил роль ведущего педагога по возвращении из пенсионерской поездки своих учеников - молодых русских скульпторов Шубина, М. Козловского, Ф. Щедрина, Ф. Гордеева, И. Прокофьева, И. Мартоса. Русская скульптурная школа встала вровень с западными. Может быть, ощутив появление новых сил и не будучи в состоянии с ними соперничать, Жилле ушел в отставку. В 1779 году он получил пенсию и уехал в Париж, где, скорее всего, уже не работал. Умер скульптор 7 февраля 1791 года в Париже.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности

Монмартр (Montmartre)

News image

Монмартр - название 130-метрового холма на севере Парижа и древнеримского поселения. В 1860 район стал частью города, дав название 18-му муниципальн...

Елисейский дворец - парижская резиденция главы Французской Респуб

News image

Елисейский дворец – парижская резиденция главы Французской Республики. Рабочий въезд: с улицы Сент-Оноре (№№ 55-57), парадный въезд (только для през...

Аббатство Сен-Дени

News image

Древнее королевское аббатство Сен-Дени на протяжении веков оставалось центром политической, духовной и артистической истории Франции. Это аббатство-...

Консьержери

News image

Это суровое, величественное здание на берегах Сены относиться ко времени Филиппа Красивого, то есть к концу XIII - началу XIV вв. Название его про...

Знаменитые французы:

Жорж Сименон (Georges Simenon)

News image

(1903-1989), французский писатель. Член Бельгийской королевской академии (с 1952 года). Главным героем его наиболее известных ро...

Жан Оноре Фрагонар

News image

Жан Оноре Фрагонар (Fragonard) - французский живописец и гравер (1732-1806), ученик сперва Шардена, а потом Буше, и в 1752 году ...

Луи Жак Манде Дагер

News image

Луи Жак Манде Дагер (Louis-Jacques-Mand Daguerre) (1787-1851), французский художник и физик. Родился 18 ноября 1787 году в Корме...

Жозеф Гильотен

News image

271 год назад 28 мая родился Жозеф Гильон, человек чьим именем названа гильотина. По иронии судьбы, сам Гильотен был прот...