Никола Пуссен (Poussin) (1594, июнь, Лез-Андели, Нормандия, - 19.11.1665, Рим), французский живописец. Крупнейший и наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве 17 века. Изучал античное искусство, а также произведения Рафаэля, Тициана, художников маньеризма школы Фонтенбло, мастеров болонской школы, занимался перспективой, а также анатомией и математикой. В 1612 году приехал в Париж. Из ранних работ Пуссена достоверны лишь рисунки на сюжеты из Овидия, Вергилия и Тита Ливия, исполненные по заказу Дж. Марина (бистр, перо, около 1622-1624, Королевская библиотека, Виндзор). В конце 1623 года Пуссен - в Венеции, а с весны 1624 года поселился в Риме. Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, Пуссен создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма ( Смерть Германика , около 1628, институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе барокко ( Мученичество свыше Эразма , около 1628-1629, Ватиканская пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы. ( Спящая Венера , Картинная галерея, Дрезден; Нарцисс и Эхо , Лувр, Париж; Ринальдо и Армида , Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; все три - около 1625-1627; Царство Флоры , около 1631-1632, Картинная галерея, Дрезден; Танкред и Эрминия ). Более четко классицистические принципы Пуссена выявляются в полотнах 2-й половины 30-х годов. ( Похищение сабинянок , 2-й вариант, около 1635; Израильтяне, собирающие манну , около 1637-1639; обе - в Лувре, Париж). Царящий в этих произведениях чеканный композиционный ритм воспринимается как непосредственное отражение разумного начала, умеряющего низменные порывы и придающего величие благородным поступкам человека. В 1640-1642 годах Никола Пуссен работает в Париже при дворе Людовика XIII ( Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора , около 1641-1642, Художественный музей, Лилль). Интриги придворных художников во главе с С. Вуэ побуждают Пуссена вернуться в Рим. Этико-философский пафос его творчества усиливается в работах 2-го римского периода ( Моисей, иссекающий воду из скалы , Эрмитаж, Ленинград; Элиазар и Ревекка , Лувр, Париж; обе - около 1648; Аркадские пастухи или Et in Arcadia ego , 2-й вариант, около 1650, Лувр, Париж; Отдых на пути в Египет , около 1658, Эрмитаж, Ленинград). Обращаясь к античным сюжетам или уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, Пуссен строго отбирает художественные средства для убедительного выявления морального смысла той или иной ситуации. Стоическим спокойствием, верой в высокое достоинство труда художника проникнут римский автопортрет Пуссена (1650, Лувр, Париж). С 1640-х годов Пуссена всё чаще увлекают образы природы. Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен представляет природу воплощением совершенства и целесообразности; он вводит в пейзаж мифологические персонажи, как бы олицетворяющие различные стихии ( Пейзаж с Полифемом , около 1649, Эрмитаж, Ленинград; Орион , около 1650-1655, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), использует библейские и евангельские сказания, выражая (в духе стоицизма) мысль о высшей необходимости или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения человека и окружающего мира [ Св. Иоанн на Патмосе (около 1644-1645, институт искусств, Чикаго); серия из 4 картин на тему времён года (около 1660-1665, Лувр, Париж); в завершающем эту серию полотне Зима, или Потоп размышление о бренности жизни поднято на высоту общечеловеческой трагедии]. Классицистическое кредо Пуссена выражено и в его мыслях об искусстве (например, в связанном с музыкальной эстетикой 16 века учении о Модусах , определяющих структуру и эмоциональную направленность художественных произведений).
|