Главная - Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы - Оноре Викторьен Домье

Развлечения туристу:

Парк Бют-Шомон

News image

«Легендарный рай» - именно такими словами передал свое впечатление от парка Бют-Шомон (parc des Buttes-Chaumont), одного из красивейших зел...

Ресторан Les Ombres

News image

На сегодняшний день, данный адрес является одним из первых в Париже. Самый популярный парижский ресторан по вечерам всегда заполнен посетителями. Ре...

Парк Ла-Виллет

News image

Парк Ла-Виллет (Parc de la Villette) – это очередное доказательство гениальности человеческой мысли, любезно предоставленное публике Франсуа Миттера...

Пляжные курорты:

Лез Исамбрэ

News image

Лез Исамбрэ (Les Issambres) – очаровательная деревушка с неповторимой природой и множеством красивых бухточек, расположенная в 17 км к юго-востоку, ...

Сен-Рафаэль

News image

Общая информация На полпути между Каннами и Сен-Тропе на средиземноморском побережье у подножия горного массива Эстерель (Massif de l’Esté...



Оноре Викторьен Домье
Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы

оноре викторьен домье

Оноре Викторьен Домье (Daumier) (26.2.1808, Марсель, - 11.2.1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, живописец и скульптор. Сын мастера-стекольщика. С 1814 года жил в Париже, где в 1820-х годах брал уроки живописи и рисунка, овладевал ремеслом литографа, выполнял мелкие литографские работы. Творчество Домье сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа и внимательного изучения классического искусства. Домье, по-видимому, участвовал в Революции 1830 года, а с установлением Июльской монархии стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Обладая политической проницательностью и темпераментом борца, Домье сознательно и целеустремлённо связал своё искусство с демократическим движением. Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Домье (в Силуэт , Silhouette , 1830-1831; в основанных издателем Ш. Филипоном Карикатюр , Caricature , 1831-1835, и Шаривари , Charivari , 1833-1860 и 1863-1872). Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-1832, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей ( Знаменитости золотой середины , 1832-1833). В 1832 Домье за карикатуру на короля (литография Гаргантюа , 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье добился в литографиях 1834 года; в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов - Законодательное чрево ; Все мы честные люди, обнимемся , Этого можно отпустить на свободу ); глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими ( Улица Транснонен 15 апреля 1834 года ); в литографиях Свобода печати и Современный Галилей Домье создал героический образ рабочего-революционера.

Запрещение политической карикатуры и закрытие Карикатюр (1835) вынудили Домье ограничиться бытовой сатирой. В сериях литографий Парижские типы (1839-1840), Супружеские нравы (1839-1842), Лучшие дни жизни (1843-1846), Люди юстиции (1845-1848), Добрые буржуа (1846-1849) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье создал в 100 листах серии Карикатюрана (1836-1838), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. В сериях Древняя история (1841-1843), Трагико-классические физиономии (1841) Домье зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Виртуозно сочетая гротескную фантазию и точность наблюдения, Домье придал публицистическую обличительную заострённость самому графическому языку: язвительная, жалящая выразительность линии как бы срывала с буржуа маску благопристойности, обнаруживая под ней бездушие и пошлое самодовольство. Зрелым литографиям Домье присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче психологических оттенков, движения, света и воздуха. Домье создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации).

Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848-1849 годов. Приветствуя революцию, Домье разоблачал её врагов; олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. В 1848 году Домье выполнил для конкурса живописный эскиз Республика 1848 года (вариант в Лувре). С этого времени Домье всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. В новаторской по тематике и художественному языку живописи Домье нашли воплощение пафос революционной борьбы ( Восстание , около 1848; Семья на баррикадах , Национальная галерея, Прага) и неудержимое движение людских толп ( Эмигранты , около 1848-1849, Музей изящных искусств, Монреаль), уважение и сочувствие художника трудящимся ( Прачка , около 1859-1860, Лувр; Вагон 3-го класса , около 1862-1863, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и злая издёвка над беспринципностью буржуазной юстиции ( Защитник , акварель, частное собрание). Особенно увлекала Домье тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия; излюбленные мотивы живописи Домье - театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры ( Мелодрама , около 1856-1860, Новая пинакотека, Мюнхен; Криспен и Скапен , около 1860, Лувр; Совет молодому художнику , 1860-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты; серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды ( Дон Кихот , около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). В живописи Домье особенно сильно ощутимы связь художника с романтизмом, переосмысление его традиций: героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщённостью, экспрессией, мощью пластической формы и световых контрастов; на протяжении 1850-60-х годов всё напряжённее и стремительнее становится динамичная композиция, объём лаконично лепится цветовым пятном и энергичным, сочным мазком.

В конце 1860-х годов бытовая сатира стала уступать место в литографиях Домье новым темам: художник с тревогой следил за ростом милитаризма и колониализма, за расправой с национально-освободительными движениями, за происками военщины и церкви. Франко-прусской войне 1870-1871 годов посвящён последний шедевр Домье - альбом Осада ; аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий ( Империя - это мир , 1870; Потрясённая наследством , 1871). Огромное наследие Домье (около 4 тысяч литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и акварелей, свыше 60 скульптурных работ), одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Домье как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности

Шартрский собор

News image

Старинный французский город Шартр, административный центр департамента Эр-и-Луар, находится в 90 километрах к юго-западу от Парижа. История города в...

Достопримечательности Арля

News image

Арена Арля, как и арена Нима, построена в конце I в. н.э. в правление Адриа­на

Эйфелева башня - дерзновенное сооружение, вершина и торжество тех

News image

Дерзновенное сооружение, вершина и торжество технической мысли XIX столетия, прославившееся во всем мире как эмблема Парижа. Глаза изумленного п...

Достопримечательности Сен-Поль-де-Ванса

News image

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ Любопытный музей, в котором можно увидеть исторические сцены с восковы­ми персонажами, одетыми в костюмы эпохи. Здесь же инт...

Знаменитые французы:

Марион де Лорм

News image

Она была первой женщиной из тех, которых впоследствии назовут кокотками. Марион не являлась тривиальной проституткой и разврат...

Луиза Виже-Лебрен

News image

(1755-1842) Автопортрет с дочерью Справедливый критик назвал эту талантливую женщину «художником красоты и ее воплощения»....

Жан Оноре Фрагонар

News image

Жан Оноре Фрагонар (Fragonard) - французский живописец и гравер (1732-1806), ученик сперва Шардена, а потом Буше, и в 1752 году ...

Жозеф Гильотен

News image

271 год назад 28 мая родился Жозеф Гильон, человек чьим именем названа гильотина. По иронии судьбы, сам Гильотен был прот...