Главная - Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы - Оноре Викторьен Домье

Развлечения туристу:

Кабаре. Крейзи Хорс

News image

Крейзи Хорс (Le Crazy Horse de Paris) – одно из самых известных заведений Парижа. Его создали в 1951-м году. В качестве отличительной черты ст...

Парки Парижа. Парк Футуроскоп

News image

У парка есть символ – стеклянная пирамида Солидо с шаром. Построен шар на основании пропорций так называемого золотого сечения. Этот парк полн...

Ресторан Le Cafe d’Artcurial

News image

Ресторан Le Cafe d’Artcurial является идеальным местом, где можно выпить бокал вина, чашку кофе, отведать салата, если уж довелось посетить район Ел...

Пляжные курорты:

Пляжные (морские климатические) курорты Франции

News image

Морские берега Франции протянулись более чем на 3000 км. Берега страны выходят и на Атлантический океан, и на Средиземное море. Оба побережья имеют...

Курорт Жуан-ле-Пен

News image

Жуан-ле-Пен – довольно молодой городок, который был основан на лазурном берегу всего 100 лет назад. Город входит в административный округ Антиба и р...



Оноре Викторьен Домье
Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы

оноре викторьен домье

Оноре Викторьен Домье (Daumier) (26.2.1808, Марсель, - 11.2.1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, живописец и скульптор. Сын мастера-стекольщика. С 1814 года жил в Париже, где в 1820-х годах брал уроки живописи и рисунка, овладевал ремеслом литографа, выполнял мелкие литографские работы. Творчество Домье сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа и внимательного изучения классического искусства. Домье, по-видимому, участвовал в Революции 1830 года, а с установлением Июльской монархии стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Обладая политической проницательностью и темпераментом борца, Домье сознательно и целеустремлённо связал своё искусство с демократическим движением. Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Домье (в Силуэт , Silhouette , 1830-1831; в основанных издателем Ш. Филипоном Карикатюр , Caricature , 1831-1835, и Шаривари , Charivari , 1833-1860 и 1863-1872). Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-1832, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей ( Знаменитости золотой середины , 1832-1833). В 1832 Домье за карикатуру на короля (литография Гаргантюа , 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье добился в литографиях 1834 года; в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов - Законодательное чрево ; Все мы честные люди, обнимемся , Этого можно отпустить на свободу ); глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими ( Улица Транснонен 15 апреля 1834 года ); в литографиях Свобода печати и Современный Галилей Домье создал героический образ рабочего-революционера.

Запрещение политической карикатуры и закрытие Карикатюр (1835) вынудили Домье ограничиться бытовой сатирой. В сериях литографий Парижские типы (1839-1840), Супружеские нравы (1839-1842), Лучшие дни жизни (1843-1846), Люди юстиции (1845-1848), Добрые буржуа (1846-1849) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье создал в 100 листах серии Карикатюрана (1836-1838), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. В сериях Древняя история (1841-1843), Трагико-классические физиономии (1841) Домье зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Виртуозно сочетая гротескную фантазию и точность наблюдения, Домье придал публицистическую обличительную заострённость самому графическому языку: язвительная, жалящая выразительность линии как бы срывала с буржуа маску благопристойности, обнаруживая под ней бездушие и пошлое самодовольство. Зрелым литографиям Домье присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче психологических оттенков, движения, света и воздуха. Домье создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации).

Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848-1849 годов. Приветствуя революцию, Домье разоблачал её врагов; олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. В 1848 году Домье выполнил для конкурса живописный эскиз Республика 1848 года (вариант в Лувре). С этого времени Домье всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. В новаторской по тематике и художественному языку живописи Домье нашли воплощение пафос революционной борьбы ( Восстание , около 1848; Семья на баррикадах , Национальная галерея, Прага) и неудержимое движение людских толп ( Эмигранты , около 1848-1849, Музей изящных искусств, Монреаль), уважение и сочувствие художника трудящимся ( Прачка , около 1859-1860, Лувр; Вагон 3-го класса , около 1862-1863, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и злая издёвка над беспринципностью буржуазной юстиции ( Защитник , акварель, частное собрание). Особенно увлекала Домье тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия; излюбленные мотивы живописи Домье - театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры ( Мелодрама , около 1856-1860, Новая пинакотека, Мюнхен; Криспен и Скапен , около 1860, Лувр; Совет молодому художнику , 1860-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты; серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды ( Дон Кихот , около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). В живописи Домье особенно сильно ощутимы связь художника с романтизмом, переосмысление его традиций: героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщённостью, экспрессией, мощью пластической формы и световых контрастов; на протяжении 1850-60-х годов всё напряжённее и стремительнее становится динамичная композиция, объём лаконично лепится цветовым пятном и энергичным, сочным мазком.

В конце 1860-х годов бытовая сатира стала уступать место в литографиях Домье новым темам: художник с тревогой следил за ростом милитаризма и колониализма, за расправой с национально-освободительными движениями, за происками военщины и церкви. Франко-прусской войне 1870-1871 годов посвящён последний шедевр Домье - альбом Осада ; аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий ( Империя - это мир , 1870; Потрясённая наследством , 1871). Огромное наследие Домье (около 4 тысяч литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и акварелей, свыше 60 скульптурных работ), одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Домье как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности

По городу Ла-Рошель

News image

Повернув с ул. Дюпати и пройдя по ней на восток, оказываемся у здания ратуши, построенном в эпоху правления Генриха IV (1606) в стиле тоскан­ской г...

Достопримечательности Руана

News image

Любой школьник знает, как выглядит Руанский собор. В свое время здание стало объектом вдохновения великого импресси­ониста Клода Моне, создавшего се...

Консьержери

News image

Это суровое, величественное здание на берегах Сены относиться ко времени Филиппа Красивого, то есть к концу XIII - началу XIV вв. Название его про...

Пантеон

News image

В 1744 году тяжело заболевший Людовик XV дал обет построить в честь Св.Женевьевы новый храм. Строительные работы по проекту архитектора Ж.Суфло на...

Знаменитые французы:

Ромен Роллан

News image

Знаменитый французский литератор и драматург, причисленный к сонму великих. Его невероятно талантливые произведения отмечены, в ...

Каролина Отеро

News image

Каролина Отеро, или Прекрасная Отеро (фр. Caroline Otero, La Belle Otero, собственно исп. Agustina Otero Iglesias, 4 ноября 1868...

Мария Медичи

News image

(1573-1642) — королева французская, дочь вел. герц. Франциска I Тосканского, в 1600 г. вышла замуж за Генриха IV Французского

Анри де Тулуз-Лотрек

News image

Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec) (1864–1901), французский живописец, рисовальщик, литограф. Анри Мари Раймон де ...