Главная - Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы - Пьер Франсуа Анри Лабруст

Развлечения туристу:

Блошиные рынки Парижа

News image

Быть в Париже и не посетить знаменитые на всю Европу marché aux puces de Paris — блошиные рынки («la puce» — по-французски означает «блоха») ...

Ресторан Benoit

News image

Маленький классический ресторан-бистро самого начала двадцатого века, где все, без исключения является аутентичным – крючком белые вязаные занавески...

Парки Парижа. Парк Футуроскоп

News image

У парка есть символ – стеклянная пирамида Солидо с шаром. Построен шар на основании пропорций так называемого золотого сечения. Этот парк полн...

Пляжные курорты:

Сен-Поль-де-Ванс

News image

Из Кань-сюр-Мер по шоссе №6, из Ванса или Рокфор-ле-Пен по шоссе 0-7. Это одно из самых популярных у туристов мест на Лазурном Берегу, увекове­ченно...

Ла-Рошель

News image

Центр Ла-Рошели - Старый порт - гавань, окру­женная кварталами Старого го­рода. Его северная граница - ул. Гаргулло, со­единяющая пл. Вер­ден и пл



Пьер Франсуа Анри Лабруст
Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы

пьер франсуа анри лабруст

Годы жизни: 1801–1875

Основная информация:
известный французский архитектор. Был сторонником использования в строительстве новых материалов и учета их свойств в архитектурном проектировании. В 1830 организовал в Париже «Рациональную школу архитектуры». Построенное им в 1843–1850 изящное здание библиотеки св. Женевьевы в Париже – наиболее удачный пример его стиля. Здесь впервые современные конструктивные материалы играют ту художественную роль, которая ранее отводилась только каменной кладке и дереву. Работы архитектора знаменуют переход европейской архитектуры от классицизма к функционализму.

Анри Лабруст родился в Париже 11 мая 1801 года. Он получил образование в Академии изящных искусств. В 23 года Анри был удостоен «Гран при де Ром», что дало ему возможность провести пять лет в вилле Медичи в Риме. За эти пять лет он научился видеть в шедеврах архитектуры античного Рима нечто большее, чем просто памятники или же арсенал прекрасных поучительных форм. Его поразило инженерное искусство, совершенство конструкций, которыми были отмечены эти сооружения. Во время своего пребывания в Риме как стипендиата академии он стремился выяснить «анатомическое строение» римских акведуков и храмов в Пестуме. Несмотря на это, он в конечном счете оценил свое пребывание в Италии, которое являлось высшей наградой его таланту, как систематическую изоляцию от реальной жизни.
__ Лабруст предпочитал повышать свою квалификацию, занимаясь разрешением возникших в архитектуре проблем. Показательно, что последняя работа, отосланная им из Рима в академию, представляла собой проект моста, который должен был соединять набережные реки, служившей границей между двумя дружественными государствами.
__ Лабруст не делал обычных зарисовок древних памятников архитектуры. Он смотрел на них острым взглядом инженера или археолога. Его зарисовки храмов Пестума послужили источником многочисленных дискуссий во Французской Академии. Он одним из первых заметил следы полихромной окраски, которая когда-то покрывала античные сооружения, и попытался восстановить ее. В конце 1850-х годов вопросом использования полихромии в античном искусстве заинтересовались многие архитекторы в разных странах.
__ Летом 1830 года Лабруст основал собственную мастерскую, школу проектировщиков, принципы обучения в которой были противоположны принципам академии. В этой школе он обучал прогрессивную молодежь Франции. Написанное в ноябре 1830 года письмо брату дает некоторое представление относительно его методов преподавания. «Я невероятно много работаю и, что еще труднее – заставляю работать моих учеников. Я хочу, чтобы они учились композиции с помощью самых простых средств. Необходимо, чтобы они с самого начала видели направление своей работы. Затем я объясняю им, что прочность зависит скорее от того способа, которым материалы соединены между собой, чем от их количества. Я часто повторяю им, что искусство обладает властью делать все прекрасным, но настаиваю на том, чтобы им было абсолютно ясно, что в архитектуре форма должна всегда соответствовать функции, для выполнения которой она предназначена. Наконец, я счастлив, что я нахожусь среди этих молодых друзей, которые слушают меня так внимательно, полны доброжелательности и решимости следовать по пути, на который мы вместе ступили». Академия вела ожесточенную борьбу с так называемой рационалистической школой, возглавляемой Лабрустом. Эта официальная оппозиция привела к определенным последствиям. Лауреат «Гран при де Ром» должен был ждать более двенадцати лет случая проявить талант при осуществлении своего проекта.
__ Лабрусту было уже за сорок, когда ему поручили построить здание библиотеки Св. Женевьевы в Париже (1843–1850). Тогда Лабруст и предпринял первую попытку применить чугунные конструкции и конструкции из кованого железа в монументальном общественном здании. Как и на английских фабриках и складах, металлические конструкции здесь заключены в кирпичную кладку наружных стен. Таким образом, он сохранил еще толстые наружные стены из кирпича, но все конструктивные элементы от первого этажа до крыши – колонны, балки, чердачное перекрытие, – конструкцию кровли – проектирует из металла. Каркас длинного двухнефного читального зала связан с конструкцией покрытия. Входя в чердачное помещение, поражаешься смелым масштабам и изяществу стоек из кованого железа, на которые опирается кровля. Лабрусту удалось создать необыкновенно тонкие цилиндрические своды, усилив их металлической сеткой, служившей одновременно основанием для штукатурки, покрывающей поверхность свода. Эта конструкция напоминает тончайшие железобетонные своды-оболочки в зданиях доков в Касабланке, возведенные Огюстом Перре в 1916 году. Но главная заслуга Лабруста в строительстве зданий библиотеки – это способ, которым он уравновесил усилия в металлических конструкциях, так что на стены не передавалось никаких усилий. Достижение такого точного равновесия сил стало главной задачей инженера. Талант Лабруста полностью раскрылся при создании Национальной библиотеки в Париже. Прежде книгохранилище и читальный зал размещались в одном и том же помещении, теперь их необходимо было разделить. Нет здания, в котором эти проблемы были бы разрешены столь же элегантно, как это сделал Лабруст в Национальной библиотеке. Читальный зал, спроектированный Лабрустом для Национальной библиотеки, был квадратной формы и имел шестнадцать чугунных колонн. Непосредственно позади него помещается центральное книгохранилище. Таким образом, автор продемонстрировал пример решения, при котором книгохранилищу, истинному сердцу современной библиотеки, предоставлено соответствующее его назначению место. Конструкция читального зала отвечает тем же принципам, которые были уже применены Лабрустом в библиотеке Св. Женевьевы: металлический каркас заключен в оболочку из массивных стен. Высокие стройные колонны: 30 сантиметров в диаметре и почти 10 метров высотой, придают помещению воздушную легкость. Колонны соединены между собой посредством арок полуциркульного очертания, образуя девять легких сводов, напоминающих своды Воспитательного дома во Флоренции работы Брунеллески. Сферические своды выполнены Лабрустом из тонких фаянсовых плит; в центре каждого свода имеется круглое отверстие, как в римском Пантеоне. Таким образом, обеспечивается равномерная освещенность всех столов в читальном зале. Но истинный шедевр Лабруста – это все же центральное книгохранилище, расположенное по той же оси, что и читальный зал. Центральное книгохранилище имеет четыре наземных этажа и один подвальный. Оно рассчитано на хранение девятисот тысяч томов. При недавнем ремонте библиотеки обнаружилось, что конструкции Лабруста превосходно сохранились, и их почти не пришлось усиливать. Все пространство книгохранилища было перекрыто стеклянным потолком. Покрытие пола решетчатым чугунным настилом позволило обеспечить освещение дневным светом всех этажей книгохранилища. Подобные решетчатые полы, насколько нам известно, первоначально применялись в машинных отделениях пароходов. Несомненно, они были введены в конструкцию здания библиотеки с чисто практической целью. Тем не менее с современной точки зрения становится очевидным, что эффект, возникающий при прохождении света сквозь прутья решетки чугунного пола, таит в себе зародыш новых художественных возможностей в архитектуре. Эта игра колеблющихся полос света и тени является художественным средством, используемым в работах современных архитекторов, например, в одной из ранних работ Фрэнка Ллойда Райта. Лабруст уделил большое внимание обеспечению достаточно эффективных коммуникаций между отдельными частями центрального книгохранилища. Отдельные помещения хранилища, расположенные на разных этажах, связаны между собой мостиками, так что можно переходить из одного в другое кратчайшим путем. Совершенно очевидно, что эти мостики, независимо от их утилитарного назначения, усиливают впечатление мощи, которое создается пространством хранилища. Легкие лестницы с решетчатыми ступенями позволяют беспрепятственно снять с полки любую книгу. За исключением книжных полок все конструкции выполнены из железа. Поскольку помещения книгохранилища были закрыты для публики, Лабруст мог чувствовать себя совершенно свободным от посторонних «неделовых» влияний. Проектируя книгохранилище, он не зависел от господствовавших в то время вкусов и отказался от применения элементов декора. В том впечатлении прочности, надежности, которое производит это пространство, заключается удивительно сильное чувство уверенности, возникающее от сознания полного соответствия помещения тем целям, для которых оно предназначено. Столь полное соответствие помещения функции могло быть достигнуто только истинным художником. Книгохранилище сообщается с главным читальным залом посредством большого проема, перекрытого аркой. Лабруст обладал достаточной для своего времени смелостью, чтобы поместить в этом проеме большую стеклянную панель, сквозь которую читатели, находящиеся в читальном зале, могут видеть книгохранилище. Это был один из первых случаев применения «прозрачных стен» большого размера, столь популярных среди современных архитекторов. Лабруст, несколько смущенный собственной дерзостью, частично закрыл стеклянную перегородку тяжелыми портьерами из красного бархата.
__ Несомненно, Анри Лабруст относится к тем архитекторам XIX века, большинство произведений которых имеет значение для будущего. Его эпоха диктовала применение архитектурных форм Возрождения или классицизма, но он использовал их с величайшим художественным тактом и оригинальностью.
__ Умер Лабруст 24 июня 1875 года.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности

Самые интересные места для свиданий во Франции

News image

Париж – придворные интриги Лувра Роскошный вечер, плавно перетекающий в бархатную ночь, можно провести в самом центре Парижа. На летней площадке ...

Долина Луары

News image

Прославленная своими прекрасными винами, роскошными замками и интригами эпохи Возрождения, Долина Луары может похвастаться как богатством истории, т...

Знаменитые парки Лазурного берега

News image

ПАРК ПУЭНТ-ДЕ-Л'ЭГЮЙ 7 га. На ав­томобиле: с шоссе А-8 съезд на Манделье, по дороге ПН-98 до Теуля, затем 2 км по горному карнизу Эстрель в напр...

Версаль

News image

Версаль занимает верхнюю строчку в перечне достопримечательностей, которые хотят увидеть туристы за пределами города. Электропоезд, следущий по лини...

Знаменитые французы:

Луи Жак Манде Дагер

News image

Луи Жак Манде Дагер (Louis-Jacques-Mand Daguerre) (1787-1851), французский художник и физик. Родился 18 ноября 1787 году в Корме...

Поль Сезанн

News image

В восьмидесятые годы XIX века жизнь Поля Сезанна протекала неспешно вдали от Парижа в городке Экс-ан-Прованс. Получив в 1886 год...

Смерть Вольтера

News image

После многих лет скитаний по Европе в феврале 1778 года Вольтер с триумфом возвратился в Париж. Он приобрел себе особняк на улиц...

Франсуа Буше

News image

Франсуа Буше (Boucher) (29.9.1703, Париж, - 30.5