Главная - Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы - Пабло Пикассо

Развлечения туристу:

Кафе Georges

News image

В кафе Georges стоит побывать в вечернее время, когда только начнет смеркаться, а музей уже закроют. Придется подняться на пол-этажа вверх на шикарн...

Парки Парижа. Парк Футуроскоп

News image

У парка есть символ – стеклянная пирамида Солидо с шаром. Построен шар на основании пропорций так называемого золотого сечения. Этот парк полн...

Кабаре. Крейзи Хорс

News image

Крейзи Хорс (Le Crazy Horse de Paris) – одно из самых известных заведений Парижа. Его создали в 1951-м году. В качестве отличительной черты ст...

Пляжные курорты:

Средневековый Гурдон

News image

Недалеко от Ниццы есть средневековая деревушка Гурдон – одно из красивейших мест во всей Франции. Гурдон славится скалами и парками..

Канны

News image

Со Средних веков до раннего XIX века Канны были небольшой рыбацкой деревней. Однако живописную местность Канн открыла для себя французская и загран...



Пабло Пикассо
Великие личности - Художники, скульпторы, архитекторы

пабло пикассо

Пабло Пикассо (Руис-и-Пикассо) (Picasso) (25 октября 1881, Малага - 8 апреля 1973, Мужен, Приморские Альпы), французский художник, испанец по происхождению.

Годы учения.

Учился у своего отца - Х. Руиса, в школах изящных искусств в Ла-Корунье, Барселоне и в Мадридской академии Сан Фернандо , увлекаясь французским искусством, знакомым по репродукциям. Испытал воздействие анархизма. В 1900 году Пикассо впервые приезжает в Париж, с 1904 года живет там постоянно. Выставляется с 1901 года у тетушки Вейль и у А. Воллара. В это время он уходит от влияния стиля модерн, которое еще долго сохраняется в манере подчеркивать силуэты фигур, а также в колористической монохромии. Своими учителями Пикассо избирает Ван Гога, Гогена, Сезанна, Тулуз-Лотрека. Он начинает писать яркими пастозными мазками в манере протофовизма.

Голубой и розовый периоды.

На годы поездок между Парижем и Барселоной (1901-1904) приходится так называемый голубой период : в палитре мастера преобладают голубые оттенки. Для картин этого периода характерны образы нищеты, меланхолии и печали (Пикассо считал - кто грустен, тот искренен ); движения людей замедленны, они словно вслушиваются в себя ( Любительница абсента , 1901; Свидание , 1902, обе в Эрмитаже; Старый нищий старик с мальчиком , 1903, Музей изобразительных искусств, Москва). В следующий период, получивший название розового , появляются сцены дружбы, любования красотой обнаженного тела. Произведение переходного периода - от голубого к розовому - Девочка на шаре (1905, Музей изобразительных искусств, Москва).

Кубизм.

В 1907 году Пикассо создает композицию Авиньонские девицы (Музей современного искусства, Нью-Йорк) - большое панно, персонажи которого - посетители и девицы публичного дома в барселонском квартале Авиньон (так полагал поэт А. Сальмон, давший название произведению) - предстают бесполыми существами, некими устрашающими идолами. В произведении сочетаются разные стилистические манеры: розовые фигуры персонажей геометризированы, лики отдельных из них написаны в штриховой манере, имитирующей приемы африканских скульпторов. Авиньонские девицы произвели сенсацию, картина положила начало многим экспериментам. Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века. В 1908-1909 годах Пикассо совместно с Ж. Браком, влияя друг на друга, разрабатывают новый стиль - кубизм, ставший радикальным поворотом от поисков художественного эквивалента реальности к ее полному пересозданию. Используются нейтральные, преимущественно охристые, серые, коричневые и зеленоватые тона, характерные для живописи Сезанна, но заметно утяжеленные , помутнелые; они комбинируются в геометрические формулы, обнажая некие изначальные прототипы человеческих фигур, вещей и мира природы ( Королева Изабо , Дама с веером , обе 1909; Портрет А. Воллара , 1910, все в Музее изобразительных искусств, Москва; Дриада , Фермерша , Три женщины , ряд натюрмортов, 1909-1910, Эрмитаж). Первая стадия кубизма получила впоследствии название аналитической . С 1919 года она постепенно перерождается, и в 1913 году появляется синтетическая стадия, для которой характерны большая цветность форм, стремление к плоскостной трактовке объектов. Начинают преобладать натюрморты, преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-под табака, нотами, бутылками с вином и т. п. - атрибуты, присущие образу жизни художественной богемы начала века. В композициях появляется кубистическая тайнопись : зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, кабачков. Пикассо использует коллаж - вклеивание в холст реклам, этикеток и вырезок из газет; со временем объем инородного материала в картине увеличивается (присыпки песком, вмонтирование кусочков дерева и металла, осколков стекла, использование гипса и т. п.). В синтетический период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. В дальнейшем увлечение кубизмом сходит на нет, однако отдельные его черты продолжают сохраняться в картинах до конца жизни художника ( Три музыканта , 1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

Неоклассицизм.

Уже в картине Художник и его модель (1914) и в ряде рисунков проявился интерес Пикассо к точным контурам и пластике форм. Через три-четыре года неоклассицистические и реалистические тенденции становятся явными для всех. Многих это смущает: новатор, соблазнивший стольких художников, вернулся к традициям. В прессе появились критические заметки о художнике-хамелеоне . В 1917 году Пикассо делает декорации для балета Парад Э. Сати (текст Ж. Кокто) в помпейском стиле . Женитьба на балерине Ольге Хохловой, рождение сына Поля сопровождаются возвращением к миру ясных, понятных, чуждых драматической экспрессии форм. Поездка в Италию также усиливает интерес к классике. Некоторые рисунки мастер делает по фотографиям. Он отходит от гротескной манеры 1900-х годов, по-иному активизирует форму, словно соревнуясь со своим кумиром тех лет - Энгром (этот период нередко называют энгровским ).

Сюрреализм.

При этом в творчестве мастера сохраняется тенденция к одновременным поискам в разных направлениях. Так, в середине 1920-х годов он испытывает влияние сюрреализма - пишет несколько полотен с изображением женщин на пляже, в трактовке форм которых соединяет геометрическую манеру кубизма с подчеркнуто витальными элементами. Он продолжает активно заниматься скульптурой, сочетая впечатления от африканской скульптуры с приемами кубизма и сюрреализма. В 1930 году художник делает серию из 30 офортов к Метаморфозам Овидия. В 1930-1937 годах создает Сюиту Воллара ; в числе ста офортов, продолжающих традиции Рембрандта и Гойи, - сцены с человекобыком, где легендарный обитатель лабиринта Минотавр превращается в миф Пикассо , ибо художник весьма произвольно трактует древнее сказание.

Война в Испании. Герника .

В 1937 году симпатии Пикассо - на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт Мечты и ложь генерала Франко , отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолетов над позициями франкистов). В апреле 1937 года немецкая и итальянская авиация бомбила и разрушила небольшой городок басков Герника - культурный и политический центр жизни этого свободолюбивого народа. За два месяца Пикассо создает свою Гернику - громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Светлые и темные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. В центре композиции, наподобие фриза, в комбинаторике кубистическо-сюрреалистических элементов показаны павший воин, подбегающая к нему женщина и раненая лошадь. Основной теме сопутствуют изображения плачущей женщины с мертвым ребенком и быком за ее спиной и женской фигуры в пламени с воздетыми вверх руками. В темноту маленькой площади, над которой висит фонарь, протягивается длинная рука со светильником - символом надежды.

Послевоенный период.

В 1944 году Пикассо становится членом Французской компартии; в первом послевоенном Салоне освобождения для его произведений отводится целый зал. В 1950 году он рисует знаменитого Голубя мира , в 1951 году пишет картину Война в Корее (собрание семьи художника). В 1947 году Пикассо приезжает в городок Валлорис - традиционный центр керамики на юге Франции. Он изготавливает здесь блюда и сосуды самых разнообразных форм, способствуя возрождению традиционного ремесла. Перед старинным романским собором на торговой площади устанавливается статуя его работы Человек с ягненком (1942-1944); в крипте храма помещаются живописные панно Война и Мир (1952). В 1956-1957 годах Пикассо исполняет панно для здания ЮНЕСКО в Париже. Создает ряд произведений для Музея Гримальди в Антибе, который вскоре получает название музей Пикассо . В 1960-е годы Пикассо пишет своеобразные вариации на темы прославленых картин знаменитых мастеров прошлого ( Менины Веласкеса, Расстрел повстанцев Гойи, Завтрак на траве Мане и др.). Трактуя их в гротескно-кубистическом стиле, художник дает волю своей неуемной фантазии, убирая фигуры или добавляя вымышленные. Написанные небрежно холсты позднего Пикассо представляют любимые им сцены: художник и модель, образы античной мифологии, натюрморты, цирковые мотивы и мотивы боя быков; часто он обращается к женскому портрету. Пикассо оказал громадное влияние на художников всех стран, став самым известным мастером в искусстве 20 века.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности

Пять лучших достопримечательностей Парижа

News image

Париж город утонченности и любви, моды и великой истории, изысканного вина и гастрономических пристрастий. Париж, одно из лучших мест в Европе для о...

Достопримечательности Канн

News image

Канны – это не только мировая киностолица, а и один из самых фешенебельных курортов в мире. Солнечная погода 300 дней в году, золотистый песок, спец...

Площадь Согласия (короля Людовика ХV, Революции)

News image

Последнее своё название она получила в знак примирения сословий, после того, как закончился революционный террор в 1795 году. Это одно из самых восх...

Достопримечательности Антиба

News image

СТАРЫЙ ГОРОД . Улочки старого Антиба, расположенные вокруг замка (похо­же на город в городе), сохраняют очарование давно прошедших времен. Поч­ти...

Знаменитые французы:

Виктор Гюго

News image

Виктор Гюго (1802-1885 гг.) родился в Бисанконе, он сын Жозефа-Леопольда-Сигисберта Гюго и Софи Требукет. Отец Гюго был офицером...

Смерть Вольтера

News image

После многих лет скитаний по Европе в феврале 1778 года Вольтер с триумфом возвратился в Париж. Он приобрел себе особняк на улиц...

Марион де Лорм

News image

Она была первой женщиной из тех, которых впоследствии назовут кокотками. Марион не являлась тривиальной проституткой и разврат...

Ида Дюма

News image

(1811-1859) Скрупулезные биографы подсчитали: у творца «Трех мушкетеров» было 500 любовниц. Так это или нет, но в Париже врем...