Николь Клико |
Великие личности - Знаменитые француженки |
(1778-1867) Волею судьбы юная баронесса Николь Барб стала супругой винодела Франсуа Клико. Он специализировался на производстве шампанского, и дела его шли далеко не блестяще. Овдовев в двадцать восемь лет и оставшись с маленькой дочерью на руках, молодая женщина получила в наследство крупное винодельческое хозяйство, находившееся на грани банкротства. Но Николь, по счастью, обладала деловой хваткой и решительным характером. Выросшая в буржуазной семье, получившей баронский титул от самого Наполеона, она, говорят, частенько слышала от своей матушки: «Ах, Николь, я знаю, ты прославишься вскоре после замужества!» Материнское сердце не ошиблось: вскоре изобретательность, настойчивость, трудолюбие новой хозяйки виноградников стали приносить положительные результаты. Никто и не предполагал, что в бывшей баронессе Барб таятся такие коммерческие таланты! Вникнув в тонкости технологии, она усовершенствовала способ осветления вина и даже изобрела специальный станок для этого процесса. Собственноручно разработала и броскую этикетку ярко-оранжевого цвета, делавшую продукцию более заметной на фоне других бутылок. Весь Реймс, где жила молодая вдова, недоумевал: как женщине могло прийти в голову заняться мужским делом? Мало кто из горожан знал, что при жизни Франсуа посвящал свою жену в тонкости винного производства. К тому же у нее имелись опытные помощники, работавшие еще при ее покойном муже. Предприимчивая вдова ничего не жалела, только чтобы ее дело процветало. Она даже продала все свои драгоценности, веря в то, что ее усилия не пропадут даром, а затраченные деньги вернутся сторицей. Так и случилось. Вырученные средства помогли мадам Клико увеличить производство шампанского, что, в свою очередь, принесло новый капитал. Николь приобрела старые обширные подвалы, которые со временем расширились, достигнув площади 12 гектаров и протяженности галерей в 18 километров. Новая удача мадам была связана с Россией: ее вино приобрело широкую популярность среди офицеров русской армии и российского императорского двора, оказавшихся во Франции в результате войны 1812 года. Вскоре Николь зафрахтовала судно «Добрые намерения», доставившее в Петербург несколько десятков тысяч бутылок с оранжевыми этикетками. Шампанское с ходу завоевало славу и огромный рынок сбыта, а на этикетке его с тех давних пор красуется маленький якорек – символ-напоминание о первом опыте удачных коммерческих связей с Россией. В Санкт-Петербурге постоянно жил личный посланец мадам Клико, Луи Бонэ. Когда в середине 60-х годов XIX века встал вопрос, кому оставить хорошо налаженное, завоевавшее мировую популярность дело, 88-летняя мадам Клико приняла необычное решение, еще раз поразив всех окружающих. Поскольку на единственную дочь и пьяницу-зятя надежды не было, она завещала предприятие энтузиасту виноделия, своему близкому помощнику Эдуарду Верде. Сегодня Дом «Вдова Клико-Понсардэн» – настоящая империя шампанского, известная во всем мире. Его филиалы находятся в Бразилии, Японии, Великобритании и США.
|
Читайте: |
---|