Главная - Великие личности - Знаменитые француженки - Жанна Самари

Развлечения туристу:

Ресторан Le Saut du Loup

News image

Рассоложен ресторан Le Saut du Loup прямиком в Музее декоративного искусства (Лувр), что заведению придает дополнительной интриги. Туда попасть незн...

Ресторан La Société

News image

Парижских ресторанов стало больше. Ресторан La Société является одним из составляющих империи акул стильного парижского ресторанного б...

Парк Монсо

News image

Буквально в 5 минутах ходьбы от Триумфальной арки находится великолепный парк – парк Монсо (Parc Monceau), вдохновлявший своими романтическими пейза...

Пляжные курорты:

Западная Луара - Pays-de-la-Loire

News image

АТЛАНТИЧЕСКОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ Берег солнца и любви. Атлантическое побережье Западной Луары – это 450 километров залитых лучами солнца песчаных пляже...

Монте-Карло – игровая столица

News image

Общее впечатление от Лазурного берега Франции никогда не будет полным без посещения Монте-Карло – игорного рая небольшого княжества Монако, которое ...


Жанна Самари
Великие личности - Знаменитые француженки

жанна самари

(1857-1889)

Огюст Ренуар познакомился с Жанной Самари, когда ей едва исполнилось двадцать лет. Только что с успехом прошел дебют этой актрисы на сцене одного из самых популярных театров Парижа, «Комеди Франсез», и ее имя не сходило с уст строгих ценителей актерской игры и женской красоты. Например, шалун Александр Дюма-сын сказал однажды мадемуазель Самари: «Ну и глазищи же у вас, Жанна! Так и подмывает их выколоть!»

Ренуар был тоже очарован ею. Жанна поразила его красотой, которую он искал всю свою жизнь… Не удивительно, что художник искренне обрадовался, когда к нему в мастерскую пришли родители Жанны и попросили написать портрет дочери: «Если вам нужна модель… Жанна так вами восхищается».

Большой парадный портрет Жанны Самари, который находится сейчас в Эрмитаже, был написан не сразу. Сначала художник выполнил этюд к нему. Эта работа 1877 года, хранящаяся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, настолько совершенна по исполнению, что может считаться самостоятельной и к тому же великолепной работой Ренуара.

Жанна жила на улице Фрошо, неподалеку от мастерской. Каждый день после полудня мастер отправлялся к ней, и артистка по два часа позировала ему. «Что за кожа!.. – восхищался Огюст. – Право, она все освещает вокруг… Настоящий солнечный луч». Перенося на холст ее живые черты, он старался передать не только внешнее сходство, но и ощущение собственного восторга. Позже Жанна рассказывала: Ренуар до такой степени всегда спешил приступить к работе, что порой забывал даже поздороваться. Во время работы над портретом он часто посещал спектакли «Комеди Франсез» – ему необходимо было наблюдать Жанну и в естественной домашней обстановке, и при свете рампы.

Для написания большого портрета он приглашал актрису в ателье на улицу Сен-Жорж.

«Она приходила к художнику рано утром и надевала розовое платье, в котором позировала и которое не заглушало розового тона ее щек и белизны лица, – рассказывает друг Ренуара Жорж Ривьер. «Луч солнца», – говорил Ренуар. Ее радостный смех, ее очаровательный детский характер, ее милые шутки, все в ней привлекало Ренуара, который никогда не делал портрета с большим удовольствием, чем этот».

С этой знаменитой картиной, отправленной художником на выставку, произошло непредвиденное: один из служащих зачем-то покрыл еще свежую живопись Ренуара слоем лака, отчего краски потекли. Художнику пришлось за несколько часов переписать весь огромный холст.

Долгое время этюд к большому портрету находился у мужа Жанны П. Лагарда, потом попал к знаменитому торговцу картинами Дюран-Рюэлю и, наконец, был куплен известным русским коллекционером И. А. Морозовым. В 1904 году картину привезли в Россию, и с тех пор она покидает Москву лишь на время больших международных выставок.

Портрет Самари писатель и художник Луи Леруа оценил следующим образом:

«…Приятная неопределенность в исполнении, неподдельная примитивность рисунка и небольшие зеленоватые оттенки на полной груди прекрасной дамы долго держали меня в плену! В богатое впечатлениями блюдо из красок одновременно входят ваниль, красный крыжовник и фисташки: этот портрет можно есть ложкой!»

Картины импрессионистов, к которым принадлежал О. Ренуар, нужно смотреть с определенного расстояния. Тогда-то и происходит чудо: мазки сливаются и дают тот образ, которого добивался художник. В портрете молоденькой актрисы Ренуар хотел передать свое первое впечатление от ее цветущей красоты и выразил его в звонком звучании зеленых, розовых, голубых тонов. Именно светлые краски юности восхитили Ренуара – синие сияющие глаза Самари, пунцовый рот, золотисто-рыжие волосы, нежный румянец.

«Я думаю, не так уж много наберется в мировой живописи портретов, где так естественно сочетается мысль и чувство, румянец женщины и обаяние человеческого разума, – пишет искусствовед Леонид Волынский. – Кажется, вот-вот улыбнется и заговорит эта синеглазая и рыжеволосая женщина, так умно и доброжелательно глядящая на вас, подперев щеку рукой».

Многое могло измениться в жизни Ренуара с появлением этой юной актрисы, но изменений так и не последовало. Прелестная голубизна глаз, шаловливая улыбка, свежее, как цветок, лицо… Модель, судя по всему, была влюблена в художника.

«Но, – сожалеюще утверждала Жанна, – Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти». «Их глазами смотрит на вас сама душа Франции», – подчеркивает Л. Волынский, размышляя о женских портретах Ренуара.

Сам же Огюст говаривал:

«Мне жаль мужчин – покорителей женщин. Тяжкое у них ремесло! День и ночь на посту. Я знавал художников, не создавших ничего достойного внимания: вместо того чтобы писать женщин, они их соблазняли».

Он пошел по другому пути, создав великолепные портреты Жанны Самари. Перед нами не великая, а только начинающая, окрыленная удачей актриса и очаровательная молодая женщина.

К сожалению, ее судьба, сулившая столько радужных надежд, оказалась несчастливой: Самари умерла в тридцать два года от брюшного тифа.

«Я смотрю на портрет Жанны Самари, как я смотрел бы на портрет моей умершей сестры», – признавался Жан Ренуар.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Достопримечательности

Арка Дефанс

News image

Способность и желание французской столицы к непрерывному обновлению вновь подтвердилась в 1990 г., когда Париж украсила Большая арка Дефанс — еще од...

Кабаре Мулен-Руж

News image

Самое известное в мире кабаре с 1889 года. Славящееся во всем мире своим Френч Канканом, увековеченном Тулуз-Лотреком, кабаре Мулен Руж всегда пред...

Елисейский дворец - парижская резиденция главы Французской Респуб

News image

Елисейский дворец – парижская резиденция главы Французской Республики. Рабочий въезд: с улицы Сент-Оноре (№№ 55-57), парадный въезд (только для през...

Консьержери

News image

Это суровое, величественное здание на берегах Сены относиться ко времени Филиппа Красивого, то есть к концу XIII - началу XIV вв. Название его про...

Знаменитые французы:

Как Клод Моне помог родиться импрессионизму

News image

Кем мог стать сын бакалейщика из Парижа, если он родился в середине XIX века? Вероятнее всего, Клода Оскара Моне, который появил...

Пьер Пюже

News image

Пьер Пюже (Puget) (крещен 16.10.1620, Марсель, - 2.12

Ида Дюма

News image

(1811-1859) Скрупулезные биографы подсчитали: у творца «Трех мушкетеров» было 500 любовниц. Так это или нет, но в Париже врем...

Альфонс Доде

News image

Луи Мари Альфонс Доде (Daudet) (13 мая 1840, Ним - 16 декабря 1897, Париж), французский писатель. Удачливый провинциал. После...