Несравненный французский писатель Эмиль Золя (Emile Zola), полное имя которого Эмиль Эдуар Шарль Антуан, родился 2 апреля 1840 года в Париже. Его отец был итальянцем и работал инженером-строителем, а мать была родом из Франции. Все детские годы Золя провел в Экс-ан-Провансе, и этот городок стал прообразом Плассана в цикле Ругон-Маккары . Там же мальчик дружил с Полем Сезанном, который некоторое время спустя стал одним из художников-импрессионистов.
В 1846 году, когда Эмилю едва миновало шесть лет, в семью пришло горе — скоропостижно скончался отец, оставив жену и маленького сына на грани нищенствования. Вскоре Эмиль подвергся сексуальному насилию со стороны слуги Мустафы, что отложило неизгладимый отпечаток на характер мальчика — до конца своих дней он презирал гомосексуалистов. Чтобы хоть как-то отвлечься от тяжелых воспоминаний, в 1858 году мать приняла решение переехать в Париж, где она хотела найти поддержку у друзей покойного мужа. При этом характер властной матери сказывался во всем, ведь даже в горестные минуты жизни она презирала нищих и боялась стать похожей на них.
В такой ситуации надеяться только на помощь было глупо, поэтому Эмиль принялся искать себя в жизни, перебиваясь временными заработками. Юноше удосужилось подрабатывать написанием статей во французские газеты, где он смог отточить до совершенства свой писательский талант. Также он несколько раз пытался сдать экзамены в лицее Сен-Луи, но тщетно. Неугомонный романтик в душе, после стольких неудач Эмиль будто сорвался с цепи. Постоянная безработица вынудила молодого человека жить в приюте с отбросами общества и питаться тем, что попадалось под руку. В дальнейшем этот опыт нашел свое отражение в некоторых его произведениях.
В 1862 году удача немного улыбнулась отчаянному Золя — его заметило издательство Ашет . Их сотрудничество длилось четыре года, после чего он уволился в поисках своей золотой жилы . Параллельно с работой, Эмиль продолжал писать статьи для печатных изданий, а в 1864 году он выпустил сборник рассказов Сказки к Нинон ( Contes à Ninon ). В 1865 году состоялся дебют начинающего писателя. Это была жесткая автобиография Исповедь Клода ( La Confession de Claude ), принесшая Золя скандальную и молниеносную известность. Подкрепило эту популярность выступление Золя за полотна знаменитого Эдуара Мане в 1866 году. В том же году было выпущено произведение Завет умершей ( Le vœu d’une morte ).
В 1867 году свет увидел роман Тереза Ракен ( Thérèse Raquin ), являвший собой тщательный анализ раскаяния убийцы и его сообщницы. В следующем году у писателя появилась идея начать книжную серию о семье Ругон-Маккаров. Данная задумка вскоре стала вершиной творчества Золя и делом всей его писательской жизни. Именно молодой писатель стал родоначальником введения в сюжет книги законов наследственности, которые пронизывали все слои французского общества. Данная династия наиболее ярко показывала жизнь во времена Второй империи. В будущем его примеру последовали такие известные писатели, как Дюамель с Хрониками Паскье , Голсуорси с Сагой о Форсайтах и Мастерс с книгами о Сэвиджах.
Творческая жила была найдена, и в личной жизни начались существенные перемены. В 1870 году Эмиль Золя женился на своей давней любовнице Александрине Мелей. Девушка была на год старше мужа и работала швеей. Поначалу у них были страстные отношения, однако со временем пыл стал утихать. Чуть позже Золя признался друзьям, что в семейной жизни практически не было интимной близости. Более того, он не признавал половую жизнь, которая не несла бы за собой продолжение рода. Из-за таких резких мировоззрений у супругов не было совместных детей, о которых они так мечтали, а это привело к холодности друг к другу. Тем не менее, Золя оставался верным жене, а неиспользованную страсть изливал в своих многочисленных произведениях. Его яркие описания женского тела будоражили воображение и читателей, и критиков, но сердце самого писателя не екало от столь пикантных сцен. Злые языки поговаривали, что такое равнодушие было вызвано импотенцией Золя.
Несмотря на семейные неурядицы, писатель продолжал творить — после нескольких не столь успешных книг из серии Ругон-Маккаров, седьмой том Западня ( L’Assommoir ), выпущенный в 1877 году, стал литературной бомбой. Внезапный успех ошеломил писателя и принес ему огромные деньги. Благодаря этому, Золя сразу же приобрел дом в Медоне близ Парижа, куда созвал известных литераторов, организовавших натуралистическую школу . Должно заметить, что последующие романы из данного цикла имели такой же огромный успех и получали высокую оценку критиков.
В ближайшие десять лет появились следующие произведения Эмиля Золя — Чрево Парижа ( Le Ventre de Paris ) в 1873 году, Нана ( Nana ) в 1880 году, роман о рабочем классе Жерминаль ( Germinal ) в 1885 году, Творчество ( L’Oeuvre ) в 1886 году, Человек-зверь ( La Bete humaine ) в 1890 году и Разгром ( La Debacle ). Романы того периода пропитаны трагизмом и пессимистичными нотами, и в этом проявлялся уникальный стиль прозаика. Тогда же свет увидели такие работы Золя, как Доктор Паскаль ( Docteur Pascal ), сборники статей Экспериментальный роман ( Le roman experimental ) и сочинения Романисты-натуралисты .
Вышедшая в 1887 году работа Земля ( La Terre ) представляла собой тщательное исследование жизни крестьян, а роман Западня рассказывал о деградации человеческого организма под воздействием алкоголя. Любая тема, поднятая в книгах Золя, являлась острой социальной проблемой, а поэтому все работы писателя встречались с огромным интересом. Это был достаточно грамотных ход со стороны Золя — как бывший журналист, он знал, что темы подобного рода приносят хороший доход.
Примерно в то же время жизнь Эмиля Золя разительным образом начала преображаться. Мужчина начал стремительно худеть и в 1888 году встретил 20-летнюю девушку, полностью изменившую его мировоззрение. Это была прачка Жанна Розро, которая была крайне удивлена вниманием к себе со стороны 48-летнего Эмиля. Девушка стала любовницей писателя, подарив ему двух долгожданных детей, а также стала отдушиной на закате жизни Золя. Несомненно, несколько лет законная супруга не знала о наличии Жанны, но однажды ей пришло анонимное письмо, в котором раскрылась тайная жизнь неверного мужа. Поначалу реакция Александрины была предсказуема — она твердо решила развестись с Эмилем, не выдержав предательства. Но вскоре гнев сменился милостью, и она познакомилась с внебрачными детьми мужа, а после смерти Жанны занялась воспитанием детей и объявила их законными наследниками.
Последние годы известного писателя были творчески насыщенными. Золя выпустил еще два цикла – Три города ( Les Trois Villes ) в 1894 — 1898 годах и социальную утопию Четыре Евангелия ( Les Quatre Evangiles ) в 1899 — 1902 годах, которую так и не успел дописать. В Три города были включены такие книги, как Лурд ( Lourdes ), Рим ( Rome ) и Париж ( Paris ). В Четыре Евангелия вошли такие произведения, как Плодовитость ( Fecondite ), Труд ( Travail ) и Справедливость ( Verite ). Неоконченный цикл стал новым витком в творчестве Эмиля, а к моменту завершения последней работы он стал всемирно известным, занимая вторую позицию после великого французского писателя Виктора Гюго. Должно отметить, что популярность творчества Эмиля Золя пришла в Россию намного раньше, чем во Францию. Русская публика на ура восприняла Сказки к Нинон , а переводы романа Чрево Парижа еще больше подкрепили интерес русской публики к романам Золя.
Знаменитый прозаик прославился не только своими произведениями. Как известно, Золя боролся за справедливость, как это было в случае с капитаном-евреем во французской армии Альфредом Дрейфусом, осужденного за шпионаж. Писатель был уверен, что уголовное дело было подложным, и в 1898 году в поддержку капитана написал скандально известное письмо Я обвиняю ( J’accuse ), адресованное президенту Форе. Против возмущенного прозаика выступили церковь, армия, правительство и богатые люди, которые были заклятыми врагами Золя. Было возбуждено уголовное дело, и на время расследования писатель с неохотой переехал в Англию. В скором времени дело было закрыто, и Золя смог вернуться обратно домой.
28 сентября 1902 года великого Эмиля Золя не стало. Смерть его была внезапной и немного нелепой — писатель отравился угарным газом во время пожара из-за неисправности дымохода. Несмотря на бытовую ситуацию, близкие прозаика были уверены, что это подстроенное убийство, но правда так и не была найдена. На его похороны собрались почитатели его безмерного таланта, чтобы почтить его память. Присутствующий на траурной церемонии Анатоль Франс высказал свое мнение о том, что Золя был этапом в сознании человечества , и с этим согласились многие. В честь известного писателя был назван кратер на Меркурии, а в 1908 году его останки были перенесены в Пантеон.
|