Всемирно известный композитор и пианист Фридерик Францишек Шопен (фр. Frédéric François Chopin; урожденный Фридерик Францишек Шопен, польск. Fryderyk Franciszek Chopin) появился на свет 22 февраля (по другим сведениям — 1 марта) 1810 года в польской деревне Желязова-Воля, недалеко от Варшавы. Его отец Николя (Миколай) Шопен был родом из Франции, а в жилах матери, Юстины Кржижановской, текла дворянская кровь. После рождения сына семья Шопенов переехала в Варшаву, где отцу предложили работу. Кроме Фридерика, в семье было три дочери – старшая Людвика и две младшие, Изабелла и Эмилия. Интеллигентные родители всесторонне развивали своих детей и с прививали им вкус к прекрасному. Так, от своей матери будущий композитор унаследовал необычайные музыкальные способности, которые проявились у него уже в юном возрасте.
С шести лет Шопен играл на фортепьяно, а в семь сочинил свой первый маленький полонез соль минор. Местные газеты вовсю расхваливали юного гения, который с величайшей легкостью и исключительным вкусом исполнял самые трудные фортепианные пьесы . На Фридерика возлагались большие надежды, а его учителем по игре на фортепиано стал серьезный музыкант-педагог из Чехии Войцех Живный, который познакомил мальчика с творчеством Иоганна Себастьяна Баха и венских классиков, а также с итальянским бельканто. К двенадцати годам игра Фридерика не уступала лучшим пианистам Польши, и вскоре Живный отказался от дальнейших занятий с Шопеном, заявив, что ему больше нечему учить юного гения.
В 1823 году Фридерик Шопен поступил в Варшавский лицей, где он проучился три года, параллельно занимаясь музыкой с директором Варшавской консерватории Иосифом Эльснером. Затем юный композитор три года обучался в Варшавской Высшей школе музыки, и за это время он сочинил множество фортепьянных произведений, в частности, вариации на тему Моцарта, рондо, 1-ю сонату, ноктюрн ми минор и краковяк. В 1925 году музыканта пригласили сыграть перед российским императором Александром I, где после выступления ему был пожалован бриллиантовый перстень.
Свою артистическую деятельность Фридерик Шопен начал в 1829 году, после окончания Варшавской Высшей школы музыки. Сначала он выступал со своими произведениями в Вене и Кракове, а 11 октября 1830 года дал последний концерт в Варшаве. Вскоре Шопен покинул свою родину и отправился в поездку по Западной Европе. Во время нахождения в Штутгарте он узнал, что в результате падения Варшавы в польском восстании дорога домой для него оказалась навсегда закрытой. Свои впечатления от этого печального для него события композитор выразил в знаменитом этюде до минор, который часто называют революционным , а также написал две трагические прелюдии – ля минор и ре минор.
Осенью 1831 года Шопен поселился в Париже, который стал вторым домом музыканта, принес ему новую славу и страдания. Именно в этом городе он познакомился с Листом, Берлиозом, Беллини, Гиллером и Мендельсоном, а также общался с такими писателями и художниками, как Гюго, Ламартин, Бальзак, Мюссе, Гейне и Делакруа. Шопен чаще всего представлял свои произведения в гостях у друзей и не особо стремился к выступлению на публике. Тем не менее, после первого концерта в Париже, состоявшегося 26 февраля 1832 года, музыкальный гений Шопена был признан практически повсеместно во Франции. Кроме собственно игры на пианино, композитор занимался преподаванием музыки.
В 1833-35 годах Фридерик Шопен дал довольно много концертов вместе с такими музыкантами, как Лист, Гиллер и братья Герц. В 1836 году известный композитор посетил Чехию, где встретился со своими родителями. Во время поездки в Мариенбад у него завязался роман с юной полькой Марией Водзиньской. Однако их помолвка вскоре была прервана – уже осенью того же года Шопен встретил баронессу Дюдеван, которая была довольно известна в литературных кругах того времени под псевдонимом Жорж Санд. 28-летний Фридерик был младше своей пассии на шесть лет, но это не помешало бурному развитию их отношений. Теперь композитор большую частью времени проводил в семейном поместье писательницы в Ноане. Зимой 1838-39 года любовники жили на Майорке, что негативно отразилось на здоровье композитора – он то и дело страдал от астматических приступов. У него все сильнее проявлялся туберкулез, первые симптомы которого обнаружились еще в 1831 году.
Несмотря на проблемы со здоровьем, период с 1838 по 1846 годы был отмечен наивысшим расцветом творчества Фридерика Шопена. Именно тогда он создал такие блистательные произведения, как 2-я и 3-я сонаты, баллады, полонезы ля-бемоль мажор и фа-диез минор, полонез-фантазия, баркарола, скерцо, ноктюрны, мазурки, прелюдии и многое другое. Выступления на людях Шопен давал все реже, что было связано с его пошатнувшимся здоровьем и отношениями с Жорж Санд, которые не всегда были наполнены гармонией и счастьем. В мае 1844 года ушел из жизни отец Шопена, и эта новость серьезно потрясла и без того слабое здоровье известного композитора. В 1847 году Фридерика ждал новый удар – его десятилетние отношения с Жорж Санд прекратились, и это была последняя капля, окончательно подточившая жизнь великого музыканта.
После разрыва с Жорж Санд Шопен погрузился в состояние черной меланхолии. Свой последний концерт в Париже польский гений дал 16 февраля 1848 года, а через восемь дней после этого революционеры свергли с трона французского короля Луи Филиппа. Благодаря друзьям, Фридерик Шопен отправился в Великобританию, где прожил семь месяцев, играя в аристократических салонах и давая уроки музыки. Будучи уже совсем больным, он играл перед самой королевой Викторией.
Когда в ноябре 1848 года Шопен вернулся в Париж, он был настолько слаб, что уже не мог давать уроки и выступления. Средства для существования композитору давала его шотландская почитательница Джейн Стирлинг, а ухаживать за больным приехала его сестра Людвика. Также музыканта часто навещали его парижские друзья. Несмотря на все старания, великого Шопена не стало 5 (17) октября 1849 года. Он умер в своей парижской квартире, и в соответствии с его желанием, на отпевании в церкви св. Мадлен прозвучали фрагменты реквиема Моцарта. На похороны Фридерика Шопена пришли тысячи поклонников его творчества. Прах великого музыканта покоится на кладбище Пер-Лашез, между могилами Керубини и Беллини. Согласно его последней воле, его сердце отправили в Варшаву и замуровали в колонну Церкви Святого Креста.
Несомненно, Фридерик Шопен был великим гением своего дела, ведь его творчество волнует сердца миллионов людей до сих пор. Его музыка характерно отличалась самобытностью, в ней использовались приемы, отличные от общепринятых в то время. Влюбленный в свою родину, Шопен с вдохновением использовал в своих произведениях необычные для Запада мелодии и ритмы Польши, а также поведал всему миру о красотах своей страны и ее трагической истории. Полонезы, вальсы и мазурки этого композитора переняли особенности таких польских народных танцев, как мазура, куявяка и оберека. Фридерик Шопен известен также тем, что он создал принципиально новый тип мелодии – выразительный, гибкий, непрерывно развертывающийся и сочетающий в себе черты как вокальные и инструментальные, так и песенные и танцевальные.
В Варшаве с 1927 года проводится Международный конкурс пианистов имени Шопена. В 1934 году в столице Польши был основан университет имени Шопена, и он впоследствии был преобразован в Общество им. Шопена, которое неоднократно издавало произведения великого композитора и статьи о его творчестве. В 1949—1962 годах польский музыковед Людвик Бронарски опубликовал полное собрание сочинений Шопена под названием Fr. Chopin, Dziela wszistkie . 1 марта 2010 года, в день 200-летия знаменитого музыканта, в Варшаве был открыт самый современный и удивительный биографический музей в мире — Музей Фредерика Шопена. Кроме того, в честь Фридерика Шопена был назван кратер на Меркурии.<>
|