Франция была ведущей кинодержавой на самой заре развития этого искусства. В 1895 г. братья Луи и Огюст Люмьер изобрели кинематограф. Спустя два года Жорж Мельес основал кинокомпанию «Стар». Кинокомпания «Пате Фрер», основанная в 1896 г., приобрела патенты Мельеса и стала первым международным концерном по выпуску кинофильмов.
После Первой мировой войны во Франции возродилось производство кинофильмов. Из режиссеров этого периода наиболее известны Рене Клер («Свободу нам» 1932 г.), Жан Виго («Ноль за поведение», 1933 г.) и Жан Ренуар, который поставил фильмы «Великая иллюзия» (1937 г.) и «Правила игры» (1939 г.).
Франция не скоро оправилась после Второй мировой войны. Поэтому в отличие от итальянцев, французские кинематографисты не горели желанием снимать картины о событиях и последствиях фашистской оккупации. Они сосредоточились на экранизации классики, много внимания уделяли роскошным декорациям, использованию спецэффектов, создвались остроумные мелодрамы, искрящиеся весельем комедии. В общеизвестных кинокомедиях Жака Тати «Праздничный день», «Мой дядя», «Закон есть закон», «Каникулы месье Юло», гротеск сочетается с глубоким поэтическим лиризмом.
В 50-е годы некоторым молодым энтузиастам французского кино наскучили изысканные развлекательные фильмы, шедшие в большинстве кинотеатров по всему миру. С их точки зрения это направление в киноискусстве было лишено творческой энергии и воображения. Они стали снимать фильмы, призванные доказать, что кино может не только развлекать публику, но и будить мысль, подталкивая к действию. С основанием в 1951 г. журнала «Кайе дю синема» группа молодых критиков и деятелей киноискусства – Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годдар, Клод Шаброль, Жак Ривет и Эрик Ромер – нашли трибуну для пропаганды нового стиля. Эта так называемая «новая волна» была представлена, в первую очередь фильмами Франсуа Трюффо «400 ударов», Жан-Люка Годара «На последнем дыхании», Алене Рене «Хиросима, любовь моя».
В 70-е годы во Франции снял свои лучшие сатирические ленты мастер сюрреализма в кино Луи Бунюэль. Сюрреалисты стремились с помощью странных, будоражащих сознание образов взорвать обыденную действительность. Бунюэль был непримиримым критиком буржуазных ценностей, которые высмеивал в своих картинах «Скромное обаяние буржуазии», «Призрак свободы», «Этот неопределенный объект желания».
Традиционо популярным во Франции был и остается жанр комедии, открывший зрителям имена Жана Поля Бельмондо, Луи де Фюнеса, Пьера Ришара и др.
Возвращение к сентиментальным и традиционным темам проявилось в следующем поколении французских режиссеров, в том числе у Жана-Шарля Такелла («Кузен и кузина» 1975 г.), Эдуарда Молинаро («Клетка для безумцев» 1978 г.), Даниела Виня («Возвращение Мартина Герра» 1984 г.), Дианы Кюри («Между нами» 1985 г.), Шаброля («Мадам Бовари» 1991 г.), Жака Риветта («Прекрасная грешница» 1991 г.) и Режиса Варньера («Индокитай» 1992 г.). Об огромной популярности кинозвезд и кинорежиссеров свидетельствует выпуск таких специализированных журналов, как «Премьер» и «Стюдио».
Французское кино продолжает пользоваться международным признанием. Ему помогла всесторонняя система поддержки съемок, производства и проката фильмов под эгидой Национального центра кинематографии, который перераспределяет средства от продажи билетов, видеокассет и от показа фильмов по телевидению. Практика авансирования под выручку от проката фильмов, отличительная особенность этой системы поддержки, позволяет также поощрять новые таланты и находить дополнительные средства для крупномасштабных проектов наряду с обычными ассигнованиями на производство фильмов. Эта политика выражается в количественных показателях, во Франции насчитывается 4400 кинотеатров.
Ежегодное производство полнометражных фильмов составляет порядка 100 картин, из которых чуть меньше трети – высшей категории. Таким образом, Франция по производству фильмов вышла на третье место в мире после Индии и Соединенных Штатов.
|