Теофиль Готье (Gautier) (31.8.1811, Тарб, - 22.10.1872, Нёйи, близ Парижа), французский писатель и критик. В молодости приверженец романтизма, позже стал духовным отцом парнасской школы. В его ранних Стихах (1830), поэме Альбертус (1833), повести Молодая Франция (1833), поэтический сборник Комедия смерти (1838) заметны следы байронического демонизма; склонность к фантастике сочетается с чеканным стихом. Отрицая буржуазную повседневность как царство пошляков и торгашей, Готье в предисловии к роману Мадмуазель Мопен (1835-1836) и статьях в книге Новое искусство (1852) дал одно из первых развёрнутых обоснований теории искусства для искусства ; он отверг как мещанскую морализацию, так и демократическую идейность в литературе. В лирических миниатюрах сборника Эмали и камеи (1852, рус. пер. 1914) изящество, пластика и красочность вещей оттеняют безразличие мастера к преходящим, по его мысли, страстям. Вкус Готье к живописному воскрешению далёких эпох и стран сказался в романе Мумии (1858, рус. пер. 1911) о Древнем Египте, в приключенческом романе о жизни бродячих комедиантов во Франции 17 века - Капитан Фракасс (1863, рус. пер. 1895, 1957; экранизирован в 1929, 1942, 1961, Франция), в книге Путешествие в Россию (1867). Из критических работ Готье интересны книга о забытых поэтах 15-17 веков Гротески (1844), История романтизма (1874, посмертно), очерк о Бодлере (рус. пер. 1915). На русский язык стихи Теофиля Готье переводили Бенедиктов, Брюсов, Гумилев и др.
|